Как бы вы отнеслись к тому, что завтра один из субъектов нашей страны заявил бы об отделении от России? Получил бы свою государственную символику, конституцию, армию, ни от кого не зависящий бюджет, раздал бы новые паспорта своим жителям, а въезжать с территории России туда можно было бы только по визам?
Данную перспективу сложно однозначно оценить. Но как оказалось, рассуждения на эте тему могут повлечь за собой не только большое количество бурных дискуссий, но и самое настоящее уголовное наказание.
В 2013 году в Уголовном Кодексе появилась статья под названием "Публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации". Она гласит, что публичные призывы, а также действия, связанные с сепаратизмом, могут повлечь за собой тюремное заключение сроком до четырех лет.
А какая практика существует в других странах? Давайте взглянем на Европу. В странах ЕС нет законов, предусматривающих уголовное наказание за сепаратисткие высказывания, однако, именно этот регион имеет десяток народов, стремящихся отколоться от государств и приобрести независимость.
Здесь в пример можно привести Шотландию, которая с 1707 года требовала провести референдум об отделении от Великобритании, Баварию, Страну Басков, где организации не гнушаются даже террористических актов в знак протеста против политики Испании, Косово, Приднестровье.
Но откуда растут ноги? Наверняка, многие знают, что в международном праве существует коллизия двух принципов, что вносит много вопросов в процесс урегулирования подобных национальных конфликтов и препятствует утверждению единой нормы решения территориальных споров. Поэтому мир не может решительно сказать "НЕТ" всем желающим расколоть то или иное государство и растащить его по кускам.
Эти принципы закреплены в уставе ООН и ни одни из них не главенствует над другим. Один твердит, что " нации имеют право на самоопределение". В широком смысле это означает, что у каждого народа есть право самостоятельно решать вопрос о форме своего государственного существования и определять свой политический статус. Но в непримиримый конфликт с этим правом вступает принцип территориальной целостности государства, а значит эти народы просто не могут отбирать у стран земли под свои нужды.
В связи с этой путаницей мир уже десятки лет утопает в огромном количестве территориальных и межнациональных распрей.
Сейчас существует ряд многомиллионных наций, не имеющих своего государства. Это цыгане, курды, сихки, уйгуры, каталонцы, палестинцы, тибетцы и др. Что это значит? Это означает, что в огромном количестве стран существует настоящая бомба замедленного действия в виде разрастающихся диаспор, мечтающих о собственном независимом государстве.
В свое время жертвой принципа на самоопределение народов стал как раз Азербайджан, ведь получилось так, что на территории Нагорного Карабаха произошел значительный численный перевес армян в связи с чем, они посчитали, что земля, которую они населяют, и вовсе должна принадлежать им. Этот казус обернулся войной длиною в 30 лет и унес жизни тысячи людей.
По этой причине я считаю, что международному сообществу необходимо пересмотреть принцип данного права на юридическом уровне, внести в него коррективы, ограничив политические права и дав народам возможность осуществлять своё экономическое и культурное развитие, либо же сделать это право второстепенным по отношению к принципу суверенитета и территориальной целостности государств. Мы живем в текущей карте мира, которая и так была сформирована ценой большого количества войн и человеческих смертей, а любые ее переделы будут стоить крови. В то же время учитывая множество старых и новых сепаратистких движений, разбросанных по всему земному шару, мы рискуем погубить человечество в очередной мировой войне. Стоит ли нам делить землю, ставя под угрозу все живое на этой планете?
Возвращаясь к статье УК России, с которой я начала эту статью, я считаю, что это один из наиболее ценных и значимых законов, появившихся в Российском праве за последние годы. Я не сторонница многих политических и законодательных инициатив нашего правительства, но хочу признать, что данная норма является жизненно важной для нашего государства, в котором в разное время хотели отделиться все начиная от Чечни, заканчивая Калининградской областью. Теперь власти заявляют, что вопрос границ России обсуждению не подлежит и пространства для такого диалога просто нет.
Учитывая размеры и региональную специфику нашего государства, одна начавшаяся война в Чечне может повлечь за собой гигантскую разрушительную цепь локальных конфликтов, где каждый субъект, многие годы грезивший о возможности пуститься в свободное плавание, воспользуется слабостью Москвы. В то же время нашей политической элите следует прислушиваться к потребностям всех национальных меньшинств, представители которых носят паспорт граждан России. Все граждане нашей страны должны быть равны в своих правах.