1,6K подписчиков

Зачем он, COVID-19?

143 прочитали
Картинка из интернета.
Картинка из интернета.

В исследованиях, связанных с прогнозами будущего развития мировой энергетики и экономики, которые мы проводим уже много лет, главным индикатором в оценке состояния жизни людей на планете стал такой параметр как неравномерность по удельному энергопотреблению между разными странами. Принимая во внимание закономерность, указывающую на пропорциональную зависимость производимого в отдельной стране валового продукта от количества потребляемой энергии, удается достаточно надежно фиксировать состояние на каждый год, рассчитывать неравномерность потребления энергии в разных странах и прогнозировать ближайшую перспективу в том числе и в экономическом развитии.

Основной результат этих наблюдений заключается в следующем. Наблюдается ярко выраженная тенденция выравнивания условий жизни людей в разных странах мира по всем показателям. Если еще пол века назад различие в удельном потреблении первичной энергии (потребление энергии в расчете на одного человека) между развитыми и развивающимися странами составляло более чем 25 раз, то сейчас это различие составляет всего 3-4 раза. Это можно рассматривать как достижение практического равновесия, учитывая существенно большую неравномерность потребления ресурса в отдельной стране между ее гражданами. Такое выравнивание означает, что и экономическое различие между разными странами так же постепенно нивелируется.

Процесс глобализации, который активно продвигался транснациональными финансовыми корпорациями, сопровождался энергичным «заселением» развивающегося мира «современными энергоемкими технологиями», имел целью выкачивание из развивающегося мира дополнительной прибыли за счет использования дешевой рабочей силы и природных ресурсов развивающихся стран. Он существенно ускорил мировую гомогенизацию и стандартизовал многие правила жизни, важные для социальной сферы. Одновременно с выравниванием функции потребления товаров материального сектора, нарастало и выравнивание, или унификация, ценностных ориентиров жизни людей в разных странах. Идеологическая основа глобализации – максимальное развитие общества потребления, стала доминирующей. Процесс разложения и забвения национальных культур, уникальных и самобытных форм жизни приобрел рутинный характер. Массовая культура, проповедуя ценности и одинаково упрощенные оценки действительности, приступила к агрессивным атакам на религиозные институты с целью постепенного уничтожения и этого многообразия.

Элиты общества, ранее включавшие в себя в значительной степени и интеллектуальные элиты, стали все в большей степени отстраняться от интеллектуального обременения, предпочитая упрощенное толкование происходящего, склоняться к догматическим формам в оценке процессов, происходящих в мире. Выстроилась строгая цепочка иерархического подчинения элит, которые копируют поведение главной, демонстрируют ей свою преданность и покорность.

Сказанное выше не следует относить к критике современного этапа развития цивилизации, мироустройства общественных отношений. Мир таков, каков он есть. Представленные выше оценки и наблюдения характерных признаков современного мира отнюдь не избыточны, но их достаточно, чтобы с осторожностью предположить, что перспективы будущего развития сложившейся системы, весьма туманны и не убедительны, позитивные тенденции в них даже не просматриваются.

По всей видимости, самостоятельно выбраться из ловушки, куда завлекло людей примитивное стремление неограниченного потребления, уже не получиться. Необходимо очень мощное внешнее воздействие, способное переформатировать жизнь людей. #Пандемия #Covid-19 вполне может оказаться именно таким внешним фактором, способным качественно изменить условия и целевые ориентиры развития цивилизации. На первый взгляд кажется, что пандемия и глобальные вопросы эволюции цивилизации – совершенно несопоставимые процессы по масштабу, значимости и содержанию. Тем не менее, есть о чем подумать.

Главное, на что указывает эпидемия, к чему побуждает, что непременно будет постоянно стимулировать, это необходимость максимальной изоляции людей друг от друга, чтобы максимально ограничить распространения вируса. Это касается процесса распространения болезни в той конфигурации, которая существует в настоящее время в мире. И чем полнее будет выполнено это условие, том меньшее поражение получит общество. Совершенно простые правила, необходимость выполнения которых такая же, как и при другой заразе, очевидна и наиболее эффективна, по крайней мере, пока не выработан «стадный иммунитет». Однако, эта объективная потребность, к сожалению, негативно сказывается на современной экономике. Если принять во внимание, что в современной экономике примерно 20% #ВВП соотносится со сферой товарного производства, а 80 % - это сфера услуг, то легко заметить, что именно сфера услуг страдает в первую очередь при ограничении контактов. Если такая #изоляция продлиться долго, то структура экономики начнет меняться и ее наполнение приобретет иные формы, и, скорее всего, обменные процессы в значительной мере изменятся. Больший вес начнут приобретать связи внутри регионов. Но что, пожалуй, наиболее существенно, так это то, что начнет развиваться регионализация финансового рынка. Конечно, при таком варианте развития процесса есть и множество негативных моментов, с точки зрения сегодняшнего понимания, что такое хорошо, что такое плохо. Однако организовать замкнутую финансовую систему и управлять ею по своему усмотрению не очень сложно, тем более, что такие прецеденты в истории были. Подобные движения постепенно очень серьезно изменяют существующие в настоящее время порядки.

Насколько такая изолированная система способна будет к развитию, вопрос очень сложный, и заранее получить на него ответ практически невозможно. Найдется много слов и за и против, но один аспект очевиден – существенно большее число людей будут влиять на характер регионального развития, понимая, что их жизнь будет тесно связана именно с данным регионом. Хотя вопрос, конечно, очень сложный, и с ходу оценить насколько все это хорошо, трудно. Рассчитывать на добровольное затворничество вряд ли есть основания, но энтузиасты, конечно, всегда найдутся. И оттого, насколько они будут пассионарны, как изменится менталитет, если потребность в заточении будет длительной, тоже сказать невозможно. Сейчас, когда прошло еще совершенно ничтожное время действия пандемии, в мире превалирует надежда, что спустя небольшое время об этом вирусе забудут, так же как и об «испанке» начала прошлого века, а сам #вирус куда-нибудь исчезнет.

Вариант внезапного исчезновения вируса – это вариант, который не поддается прогнозированию и большинство воспримут его как избавление. Такой вариант, наименее ущербен и для людей, и для экономики. Если он получится, то все в мире продолжится так же, будто этой пандемии и не было. Мир спокойно продолжит движение к вселенской катастрофе по причине безграничности потребительской алчности.

А если вариант исчезновения вируса не состоится? Легко посчитать, что до февраля 2021, т.е. чуть больше, чем за год распространения вируса в мире, он поселиться примерно у 100 млн. чел. Цифра маленькая, ничтожная, немногим более 1% населения планеты, а поражения экономические, социальные, психологические уже существенно больше. Распространение пандемии идет достаточно интенсивно, при этом человеческое сопровождение ее изобилует рассуждениями о необходимости формировании естественной иммунной защиты, когда переболеет более 60% всего населения. Говорят об этом столь просто, что даже удивительно. Попробуем представить, а когда же оно (человечество) переболеет в таком количестве (несколько миллиардов), сколько времени для этого потребуется. Получается, что никак не меньше нескольких десятилетий. За это время те, кто переболел в начале успеют потерять свой иммунитет, и для них процесс будет запущен с начала.

Наверное, можно более интенсивно запуститься процесс, раз в десять энергичнее чем сейчас, чтобы он закончиться в течение несколько лет. Однако в этом случае нагрузка на медицину вырастет тоже раз в десять по сравнению с сегодняшним уровнем, число смертей и тяжелых больных так же увеличиться. Опыт показывает, что медицина, которая уже сейчас работает на грани возможного, увеличить свои мощности на порядок вряд ли сможет. #Экономика не выдержит. Это уже качественно другое состояние и рассуждать о нем можно лишь в фантастическом плане.

Короткий итог. Вариант интенсивного распространения вируса приведет к перенапряжению медицинских структур с непредсказуемыми последствиями. Возникшие при этом социальные проблемы окажутся очень большой сложности и, по всей видимости, окажутся главным негативным эффектом. Последствия такого варианта мало предсказуемы. Может быть все.

Медленное распространение эпидемии, со скоростью близкой к современной, приведет к постепенному нарастанию приоритета политики изоляционизма. Эта почти естественная тенденция потребует долгой и серьезной перестройки экономики. Точнее, экономика и социальные отношения будут выстраиваться по новому типу с учетом новых ограничений, и это будет уже другая экономика. Характер всех видов отношений и политики, конечно, существенно изменится. Шутка ли, в своих межрегиональных перемещениях вернуться на несколько веков назад.

Дополнительную неопределенность в развитие этих тенденций будет вносить и вакцинирование, которое сейчас рассматривают как панацея, по отношению к пандемии. Возможно, в отдельных регионах удастся получить устойчивое противодействие вирусу за счет создания иммунной преграды после массового вакцинирования. И это будет мощным дополнительным фактором в сторону изоляционизма. Это можно будет проверить только практикой. В то же время, решение этой задачи в глобальном масштабе многократно сложнее. Необходимо будет в беспрецедентном масштабе наладить производство вакцины, а если учесть различия разрабатываемых вакцин и стремление производителей захватить конкурентные позиции на рынке, то сложности решения глобальной задачи превращаются в непреодолимое препятствие. Со слов разработчиков вакцин указываются на ограничение длительности их действия в несколько лет. Для решения глобальных задач надо будет обеспечить повторное вакцинирование. А это опять же масштаб их производства. И, конечно, надо сохранять уверенность, что не произойдет значимых мутаций самого вируса, значимых с точки зрения сохранения эффективности вакцины.

Вопрос развития пандемии, с учетом множества привходящих факторов, вопрос очень сложный. В складывающейся ситуации, с учетом множества факторов способствующих или препятствующих распространению вируса бескомпромиссным является вариант максимально полного и эффективного изолирования. Ничего с этим не поделаешь. Но если вирус уйдет сам, тогда все быстро вернется на круги своя.