В кино Германии 1910-20-х совершались открытия, определившие развитие голливудских хорроров и нуаров. А разговор о послевоенных европейских «новых волнах» невозможен без упоминания немецких режиссёров Херцога, Фассбиндера, Вендерса...
ХХ век выдался драматичным в истории Германии, что отразилось и на истории её кинематографа. Но чтобы разобраться в ней, необязательно перелопачивать горы специальной литературы. Обо многих ключевых фигурах и явлениях немецкого кино сняты познавательные документальные ленты. Посмотрите их в предложенном порядке, и будете неплохо разбираться в теме.
1. Свет и тени
Немецкий экспрессионизм вырос из локального авангардного художественного течения в мощное направление, имевшее международное влияние. Он передавал ощущение тревоги и ирреальности межвоенного времени. Об этом хорошо рассказывают несколько документалок.
«Раскрепощённая камера» (посвящённый Германии эпизод мини-сериала «Кино Европы: неизвестный Голливуд»). Фильмы немого кино рассматриваются здесь в контексте исторических событий того времени.
«От Калигари до Гитлера». Почти двухчасовое исследование эстетики экспрессионизма, основанное на книге видного кинокритика и эссеиста З. Кракауэра.
Фильмом, который обычно относят уже к постэкспрессионизму, часто называют «Метрополис» (1927) Фрица Ланга. Эта антиутопия, одна из самых дорогих постановок в истории кино, была беспощадно сокращена для международного проката, и полная версия исчезла на десятилетия. Судьбу картины хорошо освещает «Путешествие в Метрополис».
2. Под знаком свастики
Кино 30-40-х, периода нацизма, – малоизвестная широкой публике часть мировой культуры. Об этом спокойно и объективно, не скрывая ни плохого, ни хорошего, говорит фильм «Голливуд Гитлера»: кино Третьего рейха», в который включены редкие кадры из картин того времени.
Самым известным режиссёром той поры остаётся неоднозначная Лени Рифеншталь, постановщица масштабных пропагандистских зрелищ Третьего Рейха. В 1987 году съёмочная группа пообщалась с ней, 85-летней, но бодро ныряющей с аквалангом ради подводных съёмок, результатом чего стал этот трёхчасовой биографический фильм «Триумф её воли», рассказывающий не только о жизни Лени, но и о других режиссёрах и актёрах раннего немецкого кино.
3. Послевоенный взлёт
Окончилась война, подросло новое поколение режиссёров, которое не могло помнить о ней, и их творчество с конца 60-х и до конца 80-х подарило миру немало уникальных кинопроизведений. Из их создателей самый скандальный и проникновенный одновременно – Райнер Вернер Фассбиндер.
О нём был снят фильм, названный просто «Фассбиндер», основанный на интервью с его ближайшим окружением.
Другой мощнейший автор этого поколения, Вернер Херцог, сам рассказал о себе и своём постоянном актёре Клаусе Кински в ленте «Мой лучший враг – Клаус Кински».
И не совсем по теме, но рядом.
Немецкое кино 70-х уникально не только своим визуальным рядом, но и звучанием. В то время режиссёры и музыканты словно составляли общее движение в искусстве, и группы вроде CAN, Popol Vuh или Tangerine Dream не менее важны для истории кино, чем актёры и операторы. Стиль этих весьма разных групп объединяют термином краут-рок.
И о нём тоже есть любопытные документальные работы: «Краутрок, Крафтверк и электронная революция», «Романтичные воины: краутрок» и «CAN: документальный фильм».