Найти тему
УДОБНО ЖИТЬ!

Самой насыщенной трамваями системе России 85 лет. С днём рождения ижевский трамвай!

Оглавление
18 ноября 1935 года по Ижевску пошел первый трамвай. Каким он был раньше и как он менялся? Каким я его запомнил и в каком состоянии находится сейчас?

Первый трамвай

До 1935 года в Ижевске были только лошади и немного автобусов, первый регулярный маршрут которых запущен в 1932 году. Многочисленные рабочие утром добирались до заводов пешком и на велосипедах, что для 135-тысячного города означало острую транспортную проблему. Её решение было найдено - трамвай. В 1934 году заработала ВотГРЭС (ныне ижевская ТЭЦ-1), и теперь для пуска электротранспорта не было никаких препятствий.

Новый вагон с деревянным кузовом принят в эксплуатацию. Скан из газеты "Удмуртская Правда", номер 256 за 1935 год, фото П.Катаева. Снято за 16 дней до пуска трамвая
Новый вагон с деревянным кузовом принят в эксплуатацию. Скан из газеты "Удмуртская Правда", номер 256 за 1935 год, фото П.Катаева. Снято за 16 дней до пуска трамвая

18 ноября 1935 года в 9 часов утра пошел трамвай. Новый вид транспорта представлял собой однопутную линию протяженностью 5 км с одним разъездом посередине маршрута, барак с открытой канавой без соответствующей производственной базы, одна тяговая подстанция и пять трамвайных вагонов. Но этого хватило для того чтобы трамвай стал самым любимым транспортом. Им не просто пользовались, им гордились.

Разъезд. Фото из книги "Наш ижевский трамвай. Следующая остановка", В.Беселев.
Разъезд. Фото из книги "Наш ижевский трамвай. Следующая остановка", В.Беселев.

В годы войны трамвай стал единственным видом транспорта в Ижевске. Он перевозил и пассажиров, трудившихся в тылу, и грузы, и раненых. К тому времени уже было два маршрута.

Улица Труда (ныне Ленина). Скан с фотографии. Фотография из личной коллекции. Автор фото неизвестен.
Улица Труда (ныне Ленина). Скан с фотографии. Фотография из личной коллекции. Автор фото неизвестен.
Это же место сейчас
Это же место сейчас

После войны все хозяйство было в ужасном состоянии. Его восстанавливали ценой огромных усилий, поэтому послевоенное развитие трамвая шло небыстро.

Скан из фотоальбома " На земле Удмуртской". Издательство "Удмуртия", Ижевск, 1967 год. Фото Р. Ахметова
Скан из фотоальбома " На земле Удмуртской". Издательство "Удмуртия", Ижевск, 1967 год. Фото Р. Ахметова

Как Беселевы изменили Ижевск

В 1958 году после окончания Московского автодорожного института в Ижевск приехали супруги Владимир Исаакович и Ольга Григорьевна Беселевы. Они стали первыми в истории ижевского трамвая дипломированными специалистами в области ГЭТ. К тому времени в Ижевске было два трамвайных маршрута, проходившие по однопутным линиям с разъездами, одно депо, здание которого было раньше заводским цехом, 74 вагона деревянных (Х, Ф) и цельнометаллических КТМ/КТП-1.

Скан с фотографии. Автор фото П. Катаев. Фотография из личной коллекции
Скан с фотографии. Автор фото П. Катаев. Фотография из личной коллекции

Сразу же приняты важнейшие решения:

  • составлены расписания движения вагонов. Раньше водители все приходили в депо к пяти утра и ждали, пока диспетчер выпустит их на линию (это процесс был долгим);
  • начато строительство вторых путей. Это позволит увеличить скорость движения и количество трамваев на линии. К 1963 году работы в основном завершены;
  • начато строительство второго трамвайного депо. Оно обещало стать удобным и современным. Открыто в 1965 году.
Приёмка нового вагона Татра Т3 на ж/д гейте.
Приёмка нового вагона Татра Т3 на ж/д гейте.

Эпоха Татр

В 1965 году принято решение, на десятилетия определившее облик города. Технический совет для дальнейшего обновления парка выбрал чехословацкую модель Tatra T3SU.

Трамваи 224, 242, 230(?). Из архивов Трамвайного депо № 2
Трамваи 224, 242, 230(?). Из архивов Трамвайного депо № 2

Первые 10 татр поступили к нам в 1966 году. Эти трамваи произвели фурор среди ижевчан своим внешним видом, вместимостью и комфортом. Масштабные поставки позволили уменьшить интервалы на старых маршрутах и открывать новые. После успешного освоения первой партии в 1967 году получили еще 30 вагонов, а в 1968 году - 25, один из которых работает и по сей день.

Реконструкция путей с применением железобетонных шпал
Реконструкция путей с применением железобетонных шпал

Застой или развитой трамваеизм?

В 1963-1968 годах протяженность трамвайных путей удвоилась, после чего количественное развитие трамвая остановилось. О причине легко догадаться, если вы читали недавние статьи. Но продолжалось качественное развитие. По насыщенности подвижным составом километра пути стали первыми в стране и до сих пор таковыми являемся. В 1973 году полностью перешли на трамваи чешского производства.

Буклет "Трамваю города Устинова 50 лет", 1985 г.
Буклет "Трамваю города Устинова 50 лет", 1985 г.

Преимущества трамвая - провозная способность, дешевизна эксплуатации, большой ресурс и комфорт пассажиров - не были забыты, и в 1982-1983 годах по стандартам скоростного трамвая построена линия на востоке города.

Скан из фотоальбома " Ижевск на рубеже веков ", издательство " Удмуртский Университет ", 2003 год, автор фотографии А.Н. Помосов.
Скан из фотоальбома " Ижевск на рубеже веков ", издательство " Удмуртский Университет ", 2003 год, автор фотографии А.Н. Помосов.

В 1988 году началась эксплуатация вагонов Tatra T6B5SU с тиристорно-импульсным управлением. Они произвели фурор, точно также как и первая десятка Т3.

Скан из фотоальбома «Ижевскому трамваю 60 лет», издательство «Удмуртия», 1995 год, автор фотографии А. Н. Помосов
Скан из фотоальбома «Ижевскому трамваю 60 лет», издательство «Удмуртия», 1995 год, автор фотографии А. Н. Помосов

Страны нет, а трамвай остался

В 90-е годы не сократились ни подвижной состав, ни перевозка пассажиров. Все благодаря капитально-восстановительным ремонтам. К тому же, в 1998 году доходы предприятия резко выросли, потому что в салоны вернулись кондукторы.

Скан с фотографии. Автор фото неизвестен. Фотография из личной коллекции
Скан с фотографии. Автор фото неизвестен. Фотография из личной коллекции

Обновление тоже шло: 18 б/у Т3 из Москвы в 1995-1997, 4 Т3RF (последней модификации ЧКД) в 1997, 10 Т6В5-RA (производства Inekon) в 2003 году. Во втором депо проведена глубокая модернизация двух T3SU, бывших в эксплуатации более 20 лет. Такая работа в условиях эксплуатационного депо проведена впервые в России.

Скан с фотографии. Фотография из личной коллекции. Фотография от сканирована в Краеведческом отделе Государственной Национальной библиотеки имени В.И. Ленина
Скан с фотографии. Фотография из личной коллекции. Фотография от сканирована в Краеведческом отделе Государственной Национальной библиотеки имени В.И. Ленина

Каким я его запомнил?

Частоходящим. Только один отъехал от остановки, сразу появлялся другой. В 00-е еще ходило много сцепок, хотя с каждым годом их становилось все меньше.

Автор фотографии Е.Н. Аксёнов. Фотография из Фотоальбома "Ижевск на рубеже веков", Издательский дом "Удмуртский Университет", 2003 год
Автор фотографии Е.Н. Аксёнов. Фотография из Фотоальбома "Ижевск на рубеже веков", Издательский дом "Удмуртский Университет", 2003 год

Помню время, когда благодаря регулярным ремонтам путей трамвай шел по ним, как по маслу. На стыках только стучали колеса, и больше они никак не ощущались.

transphoto. org, автор - Anton
transphoto. org, автор - Anton

Я знал, что трамвайная сеть охватывает весь город. Знал, что есть много частоходящих маршрутов. Знал о хорошем состоянии путей и вагонов, которые считались самыми старыми в России. У меня тогда не было интернета, и я не знал, что в других городах все иначе.

transphoto. org, автор - Anton
transphoto. org, автор - Anton

Что касается вагонов, мне нравился необычный белый трамвай с 11-го маршрута.

Единственный КТМ-19 в Ижевске. transphoto. org, автор - Anton
Единственный КТМ-19 в Ижевске. transphoto. org, автор - Anton

Кроме него, был еще и 71-402 "СПЕкТр", и их судьба сложилась одинаково - они не прижились в татровском городе.

Один из десяти трамваев Tatra T6B5-RA 2003 года выпуска. transphoto. org, автор - Anton
Один из десяти трамваев Tatra T6B5-RA 2003 года выпуска. transphoto. org, автор - Anton

Что сейчас?

Ижевский трамвай находится в таком состоянии, что может получить мощный импульс для развития, или может резко сдать свои позиции.

18 ноября 2020, 9:00
18 ноября 2020, 9:00

Нашему трамваю не хватает простых, недорогих, но эффективных решений? А может быть, в первую очередь надо беспокоиться о возрасте вагонов? Как мы на эти вопросы ответим, так и сложится его дальнейшая история.

ТАКЖЕ ПО ЭТОЙ ТЕМЕ:

С днем рождения, ижевский троллейбус! 52 года развития, борьбы и выживания

-22

Здесь был идеальный троллейбус, пора отвыкать❕ Маршрутная сеть Ижевска 🚦все изменения

-23

Модернизация трамваев в Ижевске💔 Tatra T3K«Иж» с низкопольной вставкой

В ПОДДЕРЖКУ ГОРОДСКИХ и ТРАНСПОРТНЫХ ТЕМ ПОДПИСКА! ОГРОМНАЯ БЛАГОДАРНОСТЬ ЗА ЛАЙКИ, ЭТО ВЛИЯЕТ НА ПОПУЛЯРИЗАЦИЮ ДАННЫХ МАТЕРИАЛОВ

Спасибо, удачи Вам!!!