Найти тему
Даруль Фикр

Детали общественного договора о взаимоотношениях с немусульманами

Договор, который составил Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, содержит важные основы исламского права, которые мы вкратце сейчас рассмотрим.

Первый пункт указывает на то, что Ислам является религией, объединяющей мусульман (у них не должно быть разделения). Это ясно понимается со слов Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует:

«... верующими и мусульманами из племени курайшитов и города Ясриба, а также те, кто последовал за ними, присоединился к ним и боролся вместе с ними — все они — единая община (умма), отличающаяся от сообществ других людей».

Это — первая основа, которая необходима для установления крепкого и правильного исламского общества.

Второй и третий пункты указывают на то, что самым важным составляющим исламского общества является проявление взаимной ответственности его членов друг перед другом. Все они ответственны друг перед другом в делах, касающихся как этого мира, так и будущего.

Все нормы исламского шариата установлены на основе этой ответственности и определяют пути реализации принципа солидаризации мусульман.

Седьмой пункт обосновывает равенство между мусульманами во всех его тонкостях — это было не просто красивым объявлением, а столпом из столпов шариата, который необходимо воплощать полнейшим образом. Достаточно тебе пункта, сформулированного Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, для воплощения в жизнь:

«Защита и покровительство Аллаха едины для каждого из верующих; если даже самый незначительный верующий пользуется этой защитой и этим покровительством, то это считается общим для всех, ибо все верующие, в отличие от других, являются братьями (друзьями)».

Это означает, что покровительство мусульманина (кем бы он ни был) берется в расчет как всеобщий закон. Не дозволяется никому нарушать закон о покровительстве мусульманина. Если мусульманин взял кого-нибудь под свою защиту, не дозволено никому нарушать этот закон (какое бы социальное положение он ни занимал).

Женщина-мусульманка, как видно из этого договора, в этом не отличается от мужчины, право на покровительство касается и ее. Это положение выведено из единогласного мнения ученых всех мусульман. Единственное условие, которое упомянули знатоки исламского права — человек, находящийся под покровительством, не должен вредить мусульманам (например, нельзя покровительствовать шпиону; покровительствовать можно лишь для ограниченного количества людей и лишь на определенный период времени, не превышающий четырех месяцев). [1]

Бухари и Муслим передают, что Умм Хани — дочь Абу Талиба отправилась к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, в год завоевания Мекки и сказала ему:

«О Посланник Аллаха, сын моей мамы — Али ибн Абу Талиб заверил, что убьет мужчину (он — такой-то ибн Хубайра), которого я взяла под покровительство».

Посланник Аллаха ﷺ сказал:

«Мы берем под покровительство того, кого взяла под покровительство ты, о Умм Хани».

Это свидетельствует о том, насколько сильно изменилось положение женщины под сенью Ислама: ее наравне с мужчинами наделили такими человеческими и социальными правами, которыми не обладали женщины ни в одной из цивилизаций.

Но важно знать разницу между тем настоящим и удивительным равенством, установленным Исламом, и его имитацией, к которому призывают некоторые люди, ослепленные современными ценностями.

Равенство, которое установил Ислам, исходит из учета человеческого естества и направлено на предоставление всем людям (как женщинам, так и мужчинам, отдельным представителям общества и группам) условий для счастливого и благополучного проживания. Что касается, так называемого, «равенства», которое наблюдается в современном мире, то это есть не что иное, как результат проявления вспышки животного инстинкта, за которым скрывается желание выдать женщину в качестве объекта забав и роскоши для мужчин во всех смыслах этих слов (если не брать еще в расчет другие цели этого мнимого равенства).

Двенадцатый пункт указывает на то, что справедливый суд, которым не следует пренебрегать мусульманам во всех своих спорах и делах — это Закон и решение Всевышнего Аллаха, который содержится в Коране и Сунне Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Если же они станут обращаться к другим источникам для решения своих проблем, то они впадут в грех и подвергнут себя несчастью в этом мире и мучениям от Всевышнего Аллаха в Последнем мире.

Эти четыре основы договора Посланник Аллаха ﷺ взял за основу установления исламского государства в Медине и сделал их ориентиром и пособием для мусульман в следовании за ним в новых общественных условиях. Так же этот договор при внимательном его рассмотрении содержит и другие важные нормы.

Благодаря следованию этому договору установилось прочное мусульманское государство как система, а затем она распространилась по всему миру и стала, таким образом, для всего человечества правильным образцом цивилизованной организации жизни государства.

[1]