Неисправность подшипников генератора

1,7K прочитали

Рассмотрим, пожалуй, на наиболее интересующем простого гражданина типе – автомобильные генераторы.

Этот тип генераторов подразделяется исторически на генераторы переменного и постоянного тока. Но в настоящее время генераторы постоянного тока практически вышли из употребления и наибольшее распространение получили генераторы переменного тока из-за их конструктивных и эксплуатационных преимуществ. Современные средства электроники позволяют легко встроить в их конструкцию компактные и мощные преобразователи переменного тока в постоянный, необходимый для питания потребителей электроэнергии современных автомобилей.

На Рис.1 показана типичная конструкция генератора на примере генератора автомобиля «Лада приора».

Рис.1
Рис.1

Неисправности генераторов можно разделить на электрические и механические. Как показывает статистика, из механических неисправностей чаще всего встречается износ и последующее разрушение подшипников.

Износ подшипника генератора

В современных автомобильных генераторах, как правило, применяются подшипники закрытого типа, в которых тела качения, сепаратор и смазка закрыты от внешних воздействий защитными шайбами (пыльниками). Такие подшипники не нуждаются в обслуживании в течение всего срока их эксплуатации, т.к. смазка закладывается при их изготовлении и не требует замены. Конструкция подшипника такого типа показана на Рис.2.

Рис.2
Рис.2

Износ подшипника генератора можно классифицировать следующим образом:

1) усталостное выкрашивание дорожки качения обоймы подшипника;

2) усталостное выкрашивание поверхностей тел качения;

3) повреждение дорожек качения ударными нагрузками за счёт вибрации генератора;

4) повреждение тел и дорожек качения за счёт блуждающих токов;

5) коррозионное повреждение дорожек и тел качения;

6) усталостное растрескивание сепаратора;

7) заклинивание тела вращения в сепараторе твёрдыми частичками, попавшими в смазку.

Все эти явления приводят, как правило, к разрушению сепаратора, смещению тел качения от своего рабочего положения и потери соосности обойм подшипника с соответствующим смещением ротора генератора.

Вид подшипника с разрушенным сепаратором показан на Рис.3

Рис.3
Рис.3

Признак износа подшипника генератора

Признак износа подшипника генератора достаточно явен. Это появляющийся при работе характерный звук неисправного подшипника генератора. Многие автолюбители характеризуют его как вой, гул, свист. Причиной такого звука при работе генератора может служить ослабленное натяжение приводного ремня. Поэтому сначала надо произвести диагностику с целью определения дефекта.

Диагностику непосредственно подшипников необходимо производить при снятом и частично разобранном генераторе.

Для заднего подшипника:

1) при снятой задней крышке (см. Рис1, поз.6) покачать наружную обойму заднего подшипника, повращать её. Если при этом не наблюдается заметного люфта при покачивании и вращение осуществляется плавно, без заметных заеданий и шума, то подшипник можно считать исправным;

2) осмотреть в задней крышке посадочное место внешней обоймы подшипника. Трещин и других признаков износа посадочной поверхности, а также люфта её на внешней обойме подшипника не должно быть.

Для переднего подшипника, при снятой задней крышке, зафиксировать генератор за шкив (см. Рис.1, поз.1), покачать и повращать переднюю крышку (см. Рис.1, поз.3). При этом заметных люфтов при покачивании, заеданий и шума при вращении не должно быть.

В случае обнаружения неисправности подшипников их необходимо заменить, т.к. выход из строя генератора в процессе движения автомобиля чреват полной разрядкой аккумулятора, внезапной остановкой двигателя, скачками напряжения в автомобильной сети и, как следствие, повреждение электроники автомобиля.

Если Вам понравился этот материал, поделитесь им в социальных сетях!

Так же рекомендуем посмотреть видео о расшифровке маркировки подшипников.

А для того, чтобы не пропустить выход новых статей, ставьте "лайк" и подписывайтесь на наш канал: Кабель.РФ: всё об электрике.