Попалось мне недавно фото вновь открытого памятника Сергею Есенину, того, что с крыльями… В детской песенке, помнится, был кузнечик коленками назад, а теперь поэт туда же, но крыльями…Впрочем, злыдничать не буду, тем более, что памятник навеял воспоминания, как в студенчестве довелось в музее Сергея Есенина, в селе Константиново, поработать экскурсоводом.
Курсе на 4-м перед будущими педагогами во весь рост встала необходимость летней практики вожатыми. А некоторым студентам предложили еще альтернативу - поработать экскурсоводами: время «горячее», людей на хватало. Есенина я всегда обожала, работу вожатым представляла, отдельная песня, а из музея еще и по вечерам домой отпускали! Так что выбор был несложен…
Константиново - действительно замечательный музей (если не бывали, посетите при случае, думаю, понравится). И выяснилось, что на экскурсии ходить и экскурсии водить – это две большие, очень большие разницы (спасибо, кэп…)
Очень много всякого было, поделюсь навскидку:
- Иду по территории, перехватывает старший. «Вон твоя группа, после пообедаешь». Солдаты-срочники, человек 25, с ними – суровый такой командир, при виде которого мне самой захотелось шагать в ногу и привести себя в должный вид. Как раз о последнем: во время экскурсии показалось, что простая белая блузка вроде и скромная, но на 4 размере груди как-то все равно будто в обтяжку. Жакет в конторе остался, бежать поздно. Старалась держаться к экскурсантам максимально анфас. Ребята оказались на удивление тихими и послушными, даже вопросы задавали «по теме».
Подошла потом к командиру, поблагодарила за бойцов, после – к парням, мол, спасибо, очень приятно было с вами работать. И тут они начали смеяться:
- Нам командир сказал, что, если только зашумим – 10 километров обратно не поедем, а побежим по жаре.
А я-то думала, будто вещала так вдохновенно, что ребят прямо заворожила поэзией Есенина. Но они меня утешили, что экскурсия ничего себе и музей тоже.
- В числе самых сложных и нелюбимых экскурсий – туристы, что прибывали на теплоходах, особенно из «властных» организаций. Именно на одной из таких экскурсий, когда моя коллега уже практически исполняла цыганочку с выходом, стараясь хоть как-то расшевелить группу, воскликнула (из «Письма к женщине»):
- Вы помните, Вы все, конечно, помните!
Гражданин, что стоял рядом, явно после какого-то хорошего банкета накануне, и задремавший на ногах, проснулся, встрепенулся, и торопливо громко ответил:
- Конечно, конечно, я все помню.
Смеялись все, заодно и взбодрились.
- Плохо было водить гостей после посещения местного ресторана (за такие вещи организаторов – мое сугубое мнение – надо бить, возможно, даже ногами). Там туристы чаще всего пили медовуху – знаменитый местный напиток. Как водится, пьется он легко и приятно, пахнет медом и летними травами, а в середине экскурсии бьет под коленки…Передышку бедолагам давали в местной школе, рассаживали экскурсантов за парты. Там они вспоминали время золотое, размышляли над темами сочинений есенинских времен «путешествие капельки воды» и «как рубашка в поле выросла», заодно давали отдых ослабевшим ногам.
- Из популярных вопросов:
- Здесь жил Есенин? (на дом местной помещицы Кашиной).
- Эта коза Есенина видела? (Константиново – село, были там и козы, чуть отойдешь в сторонку, пасутся, радуют взор новоприбывших туристов).
- Частое развлечение экскурсовода – попросить почитать что-то из стихов Есенина о родном доме, когда стоим «на усадьбе» поэта. Очень часто же в ответ звучит:
«Низкий дом с голубыми ставнями//Не забыть мне тебя никогда».
- А здесь ставни есть? – продолжаешь.
- Хм…Нету…
-А как думаете, почему?
Все оживляются, и как раз начинаешь рассказывать, что речь идет о доме местного священника, где Сергей Есенин в молодости часто бывал и к чьей дочери питал, по одной из версий, глубокое, но безответное чувство…
- Кстати, в свое время в музее работал тогда еще очень-очень начинающий и исключительно энергичный экскурсовод. Он самостоятельно обратил внимание на несоответствие стихотворения и внешнего вида дома Есениных. Задумался. Был замечен за приделыванием ставень под покровом ночи. Ставни отобрали, среди сотрудника старшими товарищами проведена разъяснительная работа. История стала легендой. Кто тот человек – знаю, но не выдам :-)
- Немало приезжало в музей иностранцев. Особенно дотошны и внимательны были японцы. Им и трех часов, казалось, было мало, и еще просят по территории походить, и тебе же Есенина на японском почитают. В общем, перефразируя хрестоматийную фразу, усталые, но довольные возвращались мы с японскими гостями домой.
- Сами местные жители к Есенину относились без пиитета, но с особенной теплотой. В селе ходило присловье: «Не было б Сережки, не было б дорожки», - о хорошей дороге, что соединяет Рязань-Рыбное-Константиново. Так что великого русского поэта поминают добрым словом не только за стихи, но и за доброе дело односельчанам…
С тех пор прошло немало лет. Но мне почему-то кажется, что современным экскурсоводам работать сложнее (такое создается впечатление, когда выступаешь уже в роли экскурсанта. Сказываются и перегруженность ума информацией, и рук – смартфонами…).