34 подписчика

ПРО деньги или Финансовая грамотность у детей

Я давно думала над этим постом, думала как все изложить просто и понятно, и вот, решилась рассказать вам про нашу «финансовую грамотность» и какие уроки я провожу со своим ребёнком (про уроки написала внизу).

деньги любят счет
деньги любят счет

Впервые деньги у нас начали появляться в 6 лет, когда дочь начала просить телефон. Мы сказали, что покупка телефона, это достаточно дорогая покупка и предложили ей на него копить. Ребёнок стал копить. Как мы выдавали деньги? я тогда ещё делала свадебные заказы (так сказать, хэндмэйд ), и после каждого заказа отдавала ей процент за то, что она помогла мне со средним и с младшим братиком. Каждый раз за мой сделанный и проданный заказ она получала 50 или 100 руб. в зависимости от заказа. Далее деньги ей дарили на день рождения, на праздники. Всё это она складывала в копилку. Когда она накопила определённую сумму, то купила себе часы в школу вместо телефона, решила, что часы ей нужнее. После этой покупки осталась определённая сумма денег и она просто хранится сейчас в копилочке . Периодически она берет из неё какую-то сумму и тратит на то на что она хочет: в основном, сладости. Это происходит не систематически, не ежедневно.

копилочка
копилочка

Какие уроки провожу , пишу кратно и подробно:

Кратко: Изучали номинал денег, сравнивали по размеру , цвету, вначале учились считать на монетках, брали только рубли, без копеек, потом перешли на 50 и 100. Сейчас уже на 1000 перешли. Пока полное понимание не пришло, по поводу денег, т. к. наличкой пользуемся редко, но в целом, понятие экономии, накопления и трат уже есть

все вначале изучали на монетках
все вначале изучали на монетках

Теперь напишу более подробно:

Занятия подробно

Всех деток привлекают, изначально, именно монетки. Средний сын больше радовался 5 рублевым монеткам, чем бумажной 100. Поэтому первые наши занятия были на изучение номинала монет: 1 р, 2р, 5р, 10р.

Еще до того, как она начала просить телефон, мы стали играть с монетками и наши игры были довольно просты. Это было, когда нам было 3 года. Вначале мы вымыли все монетки, а потом начали играть.

Мы обводили монетки на листе бумаги, сопоставляли размер монеты и его кружок на бумаге, под лист бумаги складывали монетки и заштриховывали их восковыми мелками и карандашами.

фото как пример, наши , к сожалению не фотографировала.
фото как пример, наши , к сожалению не фотографировала.

после изучения номинала мы сравнивали монетки, изучали какая больше, какая меньше. Для ребенка было удивлением, что 5 монет по 2 - это 10 монет.

 выкладывали разные рисунки и линии из монет фото тоже не наше. Мы использовали только 4 номинала, а по началу только 3: 1р,2р, 5р
выкладывали разные рисунки и линии из монет фото тоже не наше. Мы использовали только 4 номинала, а по началу только 3: 1р,2р, 5р

Когда мы выкладывали линии из монет, оказалось что из 10 монет по 5 рублей линия длиннее.

Далее мы играли в магазин с настоящими монетами. Прилавок я сделала сама из большой картонной коробки, а касса и тележка были покупные.

У каждого продукта была подписана его цена и она приходила и покупала продукты и игрушки, потом менялись ролями.

На первом этапе старалась делать так, чтобы не приходилось давать сдачи, в последствии, когда изучили состав числа 10, стало проще и можно сдавать сдачу.

одно время у нас была детская маленькая тележка и прилавок с кассой
одно время у нас была детская маленькая тележка и прилавок с кассой

В настоящее время мы не перешли к изучению чисел до 20, но десятками и сотнями можем считать. Пока переход через 10 мы выполняем на пальцах.

Сейчас систематически мы деньги ей не даём , потому что она их не тратит. Как только захочет копить на что- то, мы обязательно перейдём на систематическую выдачу денег. (Например раз в неделю) НЕ даем - потому что нет потребности в деньгах.

Если ребенок на что-то копит, важно, чтобы деньги выдавались систематически, чтобы была цель накопить.
Пока планируем выдавать 50-100р в неделю при необходимости.Но это становится все сложнее, тк все деньги у нас лежат на карте. А в карте довольно трудно для маленького ребенка отслеживать свои траты(ей 7)

Поэтому карты для нее у нас пока нет. ДА, как только она начнет осознанно читать и считать хорошо, у нас появится для нее карта и будем обучать экономически правильному счету денег с карты.

Но все же, у нее есть школьная электронная карта, на которую еженедельно на буфет выдаётся 200₽ из расчета 40₽/ день на булочку. Она может тратить в пределах этой суммы в неделю. Как в мультике про 38 попугаев, они измеряли удава в попугаях, а мы измеряем количество денег, которое ты можешь потратить в день - стоимость сосиски в тесте.

ням ням! сразу захотелось съесть!
ням ням! сразу захотелось съесть!

А во сколько вы дали впервые деньги своему ребёнку и позволили самому ими распоряжаться? На что копят ваши дети? поделитесь в комментариях и подписывайтесь при желании на мою страничку в Инстаграме: @math_nolia #карманныеденьги #расходы #финансоваяграмотность #финансоваяграмотностьдлядетей #мама #детиготовыекбудущему #дети