Найти тему

Как Ломоносов придумал русскую поэзию: объясняем на пальцах

ФОТО: www.wikipedia.org
ФОТО: www.wikipedia.org

Что такое стихи? В нашей культуре закрепилось представление о поэзии как о речи, в которой есть 1) чёткий ритм и 2) рифма. Оно не совсем верное, но для многих стихи — это именно такой текст, в котором есть и то, и другое. Однако так было не всегда, и в русской поэзии есть человек, который всё это ввёл в употребление. Это Михаил Васильевич Ломоносов, родившийся 19 ноября 1711 года в деревне Мишанинской под Архангельском. Не будем углубляться в его биографию, лучше сразу расскажем, что такого он сделал для русской поэзии.

Как выглядели стихи до Ломоносова? В XVII-XVIII веках главный принцип поэзии такой: в каждой строке должно быть одинаковое число слогов. Вот пример — из поэта первой половины XVIII века Антиоха Кантемира:

Тщетную мудрость мира вы оставьте,

Злы богоборцы! обратив кормило,

Корабль свой к брегу истины направьте,

Теченье ваше досель блудно было.

В каждой строке 11 слогов — пересчитайте. Но такие стихи кажутся как будто немного недоделанными, расхлябанными. Почему?

Дело в том, что в привычных нам стихах дело не в количестве слогов, а в чередовании ударных и безударных слогов. Чтобы возникал ритм, который так красиво звучит и легко запоминается, ударения должны встречаться с равными промежутками, как здесь:

Лицѐ своѐ скрыва̀ет дѐнь;

Поля̀ покры̀ла мра̀чна но̀чь;

Взошла̀ на го̀ры чо̀рна тѐнь;

Лучѝ от на̀с склонѝлись про̀чь…

Это уже Ломоносов. Смотрите: ударения в словах падают на каждый второй слог. Первым способность русских слов складываться таким образом заметил поэт Василий Тредиаковский, а Ломоносов, вслед за ним создал настоящий гайд по стихосложению, описав основные размеры, рифмы и стили.

Самое ценное в такой систематизации — то, что чётко зафиксированные и понятные правила легче красиво нарушать. Если пропустить пару ударений в строке, ритм станет более лёгким и игривым: «Я по́мню чу́дное мгнове́нье: // Передо мно́й яви́лась ты́...». Можно вообще придумать свой уникальный размер: «Иде́шь, на меня́ похо́жий, // Глаза́ устремля́я вни́з». Или всё красиво расшатать, чтобы ритм как будто мерцал: «Я на пра́вую ру́ку наде́ла // Перча́тку с ле́вой руки́».

Ломоносов считал, что такой способ стихосложения органичен для русского языка — и правда, как часто наши фразы сами собой складываются в стихотворную строку. Может быть, поэтому русские поэты до сих пор пользуются элементами предложенной им системы: просто для нас мир ещё рифмуется.

#ruspoetrytravel #ruspoetrytravel_поэты