С раннего детства отдал отец сына своего Евагрия в обучение святителю Василию Великому, у которого и сам учился. Святитель выделял старательного юношу, интересующегося науками, мудростью и добродетельной жизнью, и наставлял в духовной жизни. Внешне Евагрий был статен и красив, и думал, что обучившись, займется риторикой, ораторским искусством, богословием.
После смерти святителя Василия, авва Евагрий покинул Каппадокию и отправился в Константинополь к другому великому святителю и вселенскому учителю – преподобному Григорию Богослову. Там авва продолжил обучение наукам, мудрости и добродетелям духовным.
И казалось бы, жизнь складывается удачно: идет обучение и наставление у таких великих вселенских учителей, как святитель Василий и святитель Григорий. Чего и пожелать больше, человеку, жаждущему знаний и мудрости?
Да не все так просто в духовной жизни. Особо обученных искушает нечистая сила похлеще и напасти насылает не слабые. Поумнел? Хорошо. А мы зайдем там, где слаб и не ведаешь.
В Константинополе авву Евагрия постигает сильнейшая напасть: он неожиданно, сильно и страстно влюбляется в одну знатную женщину, а она, столь же сильно - в него. Но если та, не зная всей мудрости духовной жизни, просто горит страстью и желает ее насытить, то авва Евагрий, видит нечистое в этом. Видит, понимает, но поделать с собой ничего не может.
Горит огнем страсти к женщине той бедный Евагрий. Его разрывает желание быть с ней. Но он осознает, что это не любовь от Бога, не добродетель, а страсть, удаляющая от Него.
Что делать бедному авве?
В такой момент сильнейшей внутренней борьбы, авва Евагрий прибегает к надежному средству, которому обучился у своих великих наставников: молитве. Если не можешь справиться сам, видя недоброе, моли Бога о помощи, крепко держись Его и не отпускай. И Бог поможет. Так учили авву Евагрия его великие наставники. Да, и к посту суровому, короткому, прибег авва дополнительно.
В ночи бессонной взмолился авва Евагрий всем существом своим о помощи Божьей, ибо «слаб и немощен я перед этой страстью: сладкой и лютой, лукавой и сильной».
Молитва услышана Богом. Является ему в ночи ангел и просит поклясться на Евангелии, что Евагрий бросит все и уйдет завтра же из Константинополя.
Авва Евагрий клянется, страсть отпускает его. Он, как и обещал, собирает вещи, покидает Константинополь и уходит в Палестину.
В Палестине, на Елеонской горе, он знакомится с двумя подвижниками, основавшими там мужскую и женскую обители: Меланией и Руфином. Они принимают Евагрия как своего брата. Авва Евагрий тоже проникается к ним душой. Он видит в них уже не столько учителей наук духовных, а опытных подвижников христиан, практиков. Однако, он умалчивает о своей прошлой жизни и, не говорит им, почему он покинул Константинополь.
Святая Мелания, тонко чувствуя душу Евагрия и видя в ней много духовных колебаний и не крепости добродетельной, говорит, что тому стоит принять монашество. Этот шаг и откроет ему путь к Богу, и обережет от многих бед.
Но авва Евагрий не готов к такому шагу. Его привлекают науки, ораторство, богословие, он желает обучаться и преуспеть в этом. Мелания не спорит с ним и не пытается убедить. Она сказала, как увидела, как ей открылось, но в праве ли она настаивать? Ведь Бог, а не она, всему Промыслитель.
Занимаясь ораторским искусством в Палестине, авва впадает в тщеславие: ему начинает очень нравится, что он пользуется популярностью, его греет та, и сам он себе нравится. Мелания подмечает, насколько слаб Евагрий перед страстями, как просто входят они в его душу, не окрепшую духовно.
Неожиданно, в Палестине, авва Евагрий заболевает тяжелой формой лихорадки. И эта болезнь не отпускает его пол года, ни смотря на разные способы лечения.
Пришел его час? Завершение земной жизни? А он в ней ничего-то и не успел сделать доброго.
Мелания, наблюдая его в жаре и бреде, догадывается, что Евагрий что-то утаивает и просит поведать тайну. Возможно, сказав, исповедавшись, он уберет не только груз с души и совести, но и исцелится от лихорадки. Мелания обещает усердно молиться за него.
Авва рассказывает ей, почему ему пришлось покинуть Константинополь. Мелания еще раз убеждается, что Евагрию стоит принять монашество, ибо несмотря на умную обученность, он не крепок духовно и падок на страсти. А обеты Богу и следование им, спасет его и от болезней, и от напастей. Другого варианта просто нет. Она говорит ему, что в случае исцеления, обязательно следует принять монашество.
В авве Евагрии происходит внутренняя борьба, но открывается и решение. Он дает обеты и посвящает себя Господу. Руфин и Мелания вручают ему монашеское облачение. Лихорадка, полгода державшая , оставляет его в очень короткий срок.
Дальнейшая жизнь показала авве Евагрию (он затем направился в Египет), что шаг был верным. Святая Мелания, с Божьей помощью, чутко уловила, что требовалось душе его.