Найти тему

Моё знакомство с паутинным клещом. Неприятно познакомиться :)

Сегодня намечается не совсем жизнерадостная статья.

Думаю, даже из заголовка уже понятно, что в моей коллекции завёлся клещ: впервые в жизни столкнулась с этим вредителем и даже сама не сразу поняла, что у меня завёлся этот паразит!

Примерно месяц назад на листиках некоторых моих суккулентов начали появляться чёрные точки и маленькие пятнышки. Их появление совпало с началом отопительного сезона и именно поэтому я решила,что пятна на листьях - это результат проблем с терморегуляцией из-за смены условий (другая температура и влажность воздуха, плюс ухудшение вентиляции из-за уменьшения числа проветривания помещения), в которых под искусственным освещением листья начали подгорать. И, действительно, некоторые пятнышки были очень похожи на солнечные ожоги листьев.

Чтобы убедиться в правильности моего "диагноза" я скинула фотографии повреждений листьев в группу суккулентоводов в соцсетях: в первый день 2 из 3 человек подтвердили, что это проблема с терморегуляцией, а одна девушка написала, что это клещ. Ну и, естественно, я поверила большинству (к тому же и сама думала на терморегуляцию) и начала решать проблему: установила вентилятор на полку стеллажа для обеспечения хорошей циркуляции воздуха и убрала растения с поврежденными листиками в менее освещенное место.

И вот сижу я такая довольная и уверенная, что проблема решена, рассматриваю свои цветочки обдуваемые вентилятором.. Но вдруг увидела крохотную пылинку на листе пахиверии, которая почему-то двигается против потока воздуха..

Присмотрелась тщательнее.. И только тогда я смогла разглядеть шевеление микроскопических лапок - всё таки это был КЛЕЩ!!!

Вот так выглядят следы жизнедеятельности клеща:

Особенно были повреждены нижние листья, но на некоторых растениях были покусаны и центральные листики.

Я очень хотела бы узнать каким именно образом клещ попал в мою коллекцию, но точно понять не получится: клещ мог попасть с новым растением, мог залететь через окно с улицы, мог прицепиться на улице к одежде или ещё как нибудь. Все новые растения я всегда обрабатывала от паразитов, замачивая их в растворе препарата "Актара", но я не учла тот факт, что "Актара" помогает только от насекомых, а против паутинного клеща, который относится к паукообразным, она не работает.

Так что теперь я активно занялась истреблением этого гада!

Для борьбы с клещом применяют акарициды контактного действия, которые распыляются на поверхность листов растения со всех сторон.

Т.к. я столкнулась с клещом впервые, то средство, которое я буду применять, выбирала по рекомендациям: наиболее часто мне рекомендовали 3 препарата: Санмайт, Аполло и Фитоверм.

"Санмайт" я применять точно не буду, ведь этот препарат относится ко 2му классу опасности! А такие препараты нельзя применять в домашних условиях (хотя в интернете этот препарат очень часто упоминается как "безопасное" средство, которое можно применять в жилых помещениях).

А вот "Аполло" и "Фитоверм" можно применять дома, но всё равно следует использовать СИЗ (перчатки и маску).

В выходные провела первую обработку.

Пока что использовала только "Фитоверм", другой препарат только жду по почте (объехала несколько магазинов, но не нашла его, пришлось заказать через интернет).

Обрабатывать нужно не один раз, в следующих статьях я обязательно расскажу вам сколько в итоге обработок провела.

На одну обработку абсолютно всех растений у меня ушло больше 6 часов: абсолютно все горшки относила в ванную, опрыскивала листики и стебли со ВСЕХ сторон (сверху, снизу, сбоку, а не только сверху пшик-пшик), промывала все поддоны и полки стеллажа. Утомительное это занятие..

Кстати, сильно поврежденные листья я убирала - всё равно они уже совсем скоро отсохнут.

Вот что осталось от эхеверии Поллукс :)

Эхеверия Поллукс после обработки
Эхеверия Поллукс после обработки

После опрыскивания растюшек с Фитовермом налёт на многих из них повредился. Некоторые экземпляры я решила сфотографировать для сравнения До и После:

Граптоверия Опалина меня даже удивила цветом листьев без налёта, хотя с налётом она мне нравилась больше :)

Граптоверия Мисс Ричардс тоже уже не так хороша:

И ещё несколько сравнений До и После обработки:

Для суккулентов, с которых смылся налёт нужно уменьшить уровень освещенности: что ж, скоро, помимо налёта, мои растюшки потеряют ещё и яркие цвета.. Но сейчас главное победить этого вредителя!

На память сфотографировала некоторые растения до обработки и без пятен:

Буду очень признательна, если вы поделитесь своим опытом борьбы с клещом: чем обрабатывали и сколько раз?