Найти в Дзене
УДОБНО ЖИТЬ!

Ижевский троллейбус. Подвижной состав. Вэшки, Гэшки, Гармошки, Нордтроллы

Оглавление

В предыдущей статье мы узнали о троллейбусных маршрутах Ижевска. Но их работа невозможна без подвижного состава. Сегодня узнаем, на каких троллейбусах когда-то ездили ижевские пассажиры, на чём мы ездим сейчас, и на каких троллейбусах скорее всего отправимся в светлое зеленое будущее. Может быть, все три пункта - это одно и то же?

История ижевского троллейбуса началась с ЗиУ-5Д

Скан из газеты " Удмуртская Правда ", номер 248 за 1968 год, фото П. Катаева
Скан из газеты " Удмуртская Правда ", номер 248 за 1968 год, фото П. Катаева
Улица Майская. Из архива МУП "ИжГЭТ"
Улица Майская. Из архива МУП "ИжГЭТ"
Буква в названии модели означает, что установлен венгерский задний мост RABA, хорошо нам знакомый. Для тех, кто не знает: позднее его устанавливали на ЛиАЗ-677, ЛАЗ-695, Икарус-260/280 и, конечно же, в дуэте с двигателем ДК-210 он создает неповторимый звук родного ЗиУ-9.

Первых двадцати троллейбусов хватило для работы первого маршрута. Для второго потребовалось ещё столько же. ЗиУ-5 олицетворяет собой первые годы ижевского троллейбуса. Всего их было 90 штук. Последние списаны в 1984 году.

Начало новой эпохи

Один из первых ЗиУ-682Б. Скан из газеты "Удмуртская Правда", номер 132 за 1973 год. Фото П.Катаева
Один из первых ЗиУ-682Б. Скан из газеты "Удмуртская Правда", номер 132 за 1973 год. Фото П.Катаева
На территории парка. Из архива МУП "ИжГЭТ"
На территории парка. Из архива МУП "ИжГЭТ"

Троллейбусы нового поколения произвели фурор: просторный салон с тремя дверями, пневмоподвеска и, наконец, гидроусилитель руля. Им потребовалось время, чтобы занять доминирующее положение "под проводами", но они не сдают позиции до сих пор.

Особое внимание уделялось тому, чтобы каждый маршрут ходил часто и регулярно. Это требовало большого количества троллейбусов. В 1978 году в парке №1 их было 134, а проектная мощность 100 единиц. Требовалось пустить троллейбус в Ленинский район. Но дальнейшее увеличение троллейбусов было невозможно. Важнейшим решением стало строительство парка №2.

До 1998 года в Ижевске были троллейбусные депо, после - парки

С того дня трехзначная нумерация ушла в прошлое. В новое депо передали 6 и 8 маршруты, на которые вышли 10 новых троллейбусов, полученных в ноябре 1985 года, и 28 "бывалых" 1979-1984 годов, ранее работавших в первом парке. В 1986-1987 годах принято в эксплуатацию еще 38 новых троллейбусов, что позволило открыть движение по 9 и 10 маршрутам.

Из архива МУП "ИжГЭТ"
Из архива МУП "ИжГЭТ"
Из архива МУП "ИжГЭТ"
Из архива МУП "ИжГЭТ"

Сейчас в Ижевске осталось более тридцати машин 1986 года и старше.

"Вэшки" и "Гэшки"

ЗиУ-682В стал самым массовым почти везде, где появлялся. Ижевск в том числе: всего было поставлено 285 Вэшек, из которых на сегодняшний день работают 92. В 1991 году вместо них стали производить модернизированный ЗиУ-682Г.

Вэшка. Скан из книги "Наш ижевский трамвай. Следующая остановка..."
Вэшка. Скан из книги "Наш ижевский трамвай. Следующая остановка..."
Гэшка. Автор фото Thomas E. Fischer
Гэшка. Автор фото Thomas E. Fischer
Вэшка. Автор фото С. Чекалкин, transphoto.org
Вэшка. Автор фото С. Чекалкин, transphoto.org
Гэшка. Автор фото Anton, transphoto.org
Гэшка. Автор фото Anton, transphoto.org

В результате текущих и капитально-восстановительных ремонтов многие отличия В и Г стерлись. Для пассажира вовсе не важно, а для водителя вопрос принципиальный - по-разному устроено рабочее место.

Кабина Вэшки. Щиток с переключателями справа. Автор фото Илья Марченко, transphoto.org
Кабина Вэшки. Щиток с переключателями справа. Автор фото Илья Марченко, transphoto.org
Кабина Гэшки. Щиток уже слева. Автор фото Сергей Валерьевич, transphoto.org
Кабина Гэшки. Щиток уже слева. Автор фото Сергей Валерьевич, transphoto.org

Из 43-х Гэшек 1991-1996 гг. до сих пор работают 38.

Скан из фотоальбома "Стройка бесконечная как жизнь". Издательство "Удмуртия", 2001 год. Автор фото А. Арсентьев
Скан из фотоальбома "Стройка бесконечная как жизнь". Издательство "Удмуртия", 2001 год. Автор фото А. Арсентьев

В 1993 году в Ижевске было 222 троллейбуса.

Гармошки

Скан из фотоальбома " Ижевскому трамваю 60 лет ", издательство " Удмуртия ", автор фотографии А.Н.Помосов
Скан из фотоальбома " Ижевскому трамваю 60 лет ", издательство " Удмуртия ", автор фотографии А.Н.Помосов
Автор фото С. Чекалкин, transphoto.org
Автор фото С. Чекалкин, transphoto.org

Примечательным стал 1993 год - Ижевск получил 14 сочлененных троллейбусов - 12 реостатных ЗиУ-683В01 и 2 тиристорных ЗиУ-6205. Они работали на маршрутах обоих парков, но в 2009 году их всех сконцентрировали во втором. Думаю, по причине удобства обслуживания и изменения пассажиропотока на основных маршрутах.

Автор: Michal Jaroszynski, transphoto.org
Автор: Michal Jaroszynski, transphoto.org
Последняя гармошка Ижевска. Январь 2020. Автор Andrey Atom, transphoto.org
Последняя гармошка Ижевска. Январь 2020. Автор Andrey Atom, transphoto.org
Последняя гармошка Ижевска. Январь 2020. Автор Andrey Atom, transphoto.org
Последняя гармошка Ижевска. Январь 2020. Автор Andrey Atom, transphoto.org

По признанию старожилов, ижевские гармошки были образцово-показательными. Но это им не помогло - пассажиропоток упал, и гонять их по улице стало нерентабельно. Сейчас не осталось ни одной. Первыми пали тиристорные - они были как белые вороны среди двух сотен контакторников. Последние работали до 2020 года.

"Нордтроллы"

Новый троллейбус. 1997 год. Автор: Joachim Kaddatz
Новый троллейбус. 1997 год. Автор: Joachim Kaddatz

В 90-е годы в Архангельске непродолжительное время собирали троллейбусы Nordtroll NTR-120MT - на базе кузовов польских автобусов Jelcz 120M с российским электрооборудованием. Руководство ижевского ТТУ заинтересовалось этим проектом, потому что считало все прочие российские троллейбусы устаревшими.

2201 (1995-2009) Автор С. Чекалкин, transphoto.org
2201 (1995-2009) Автор С. Чекалкин, transphoto.org

Первое время у нас были довольны техникой. Планировалось даже заменить весь парк на "Нордтроллы". Из-за финансовых проблем проект быстро заглох, Ижевск успел купить всего два таких троллейбуса. В 2008 году к ним добавился третий - собранный из двух неходовых машин, которые ранее работали в Кирове.

2202 (1996-2014) Автор Anton, transphoto.org
2202 (1996-2014) Автор Anton, transphoto.org

Судьба необычных троллейбусов сложилась предсказуемо. Ими были довольны, пока они были нестарыми. Они были современнее, но не самого лучшего качества. Они оказались чужими в ЗиУшном хозяйстве, запчасти сложно было найти. Кузов сгнивал быстро, и осваивать КВР этой модели с целью продления срока службы было нецелесообразно. Последний ижевский норд был списан в 2016 году.

2203 (1996-2008-2016) незадолго до списания. Автор Амир Закиров
2203 (1996-2008-2016) незадолго до списания. Автор Амир Закиров

продолжение следует...

ТАКЖЕ ПО ЭТОЙ ТЕМЕ:

С днем рождения, ижевский троллейбус! 52 года развития, борьбы и выживания

-25

Здесь был идеальный троллейбус, пора отвыкать❕ Маршрутная сеть Ижевска 🚦все изменения

-26

Что будет если переделать ЗиУ-9 в низкопольный троллейбус?

ПОДПИСЫВАЕМСЯ на канал, чтобы получать новые материалы на городские и транспортные темы!

Лайки в поддержку Ижевского троллейбуса! Спасибо, удачи Вам!