Приветствую, читатель! Как обычно по понедельника у нас свежий выпуск дайджеста «Этот день в истории авиации». Сегодня в номере — «летающая тарелка из Канады», первая серийная амфибия в СССР, вертолёт от Игоря Сикорского и многое другое! Итак — 7 дней и 7 событий. Полетели ✈️
9 ноября
9 ноября 1978 года — первый полёт штурмовика вертикального взлёта и посадки McDonnell Douglas AV-8B Harrier II. /США/
За время эксплуатации британского штурмовика Hawker Siddeley Harrier AV-8A в ВМС США выявились его недостатки — малый боевой радиус и бомбовая нагрузка. В начале 1970-х годов объявили конкурс на разработку замены AV-8A. Победил проект AV-8B Harrier II компании McDonnell Douglas, предложившей доработать оригинальный Harrier.
У AV-8B было новое крыло большей площади, что позволило поставить дополнительные топливные баки и точки подвески вооружения. Фюзеляж и крыло сделали из лёгких композиционных материалов. Боевой радиус увеличился до 470 км, а крейсерская скорость — до 845 км/ч. Harrier II нёс до 3748 кг ракетно-бомбового вооружения на 7 точках подвески.
С 1981 по 2003 год выпустили 337 единиц AV-8B Harrier II. Кроме Корпуса морской пехоты США, также стоит на вооружении ВМС Испании и Италии. AV-8B стал основой для британского British Aerospace Harrier II.
10 ноября
10 ноября 1949 года — первый полёт многоцелевого вертолёта Sikorsky H-19 Chickasaw (он же S-55). /США/
В конце 1940-х годов по личной инициативе Игоря Сикорского его компания Sikorsky Aircraft начала разработку нового вертолёта H-19. Планировалось, что он совместит в себе большую грузоподъёмность и простоту обслуживания. Руководил проектом конструктор Эдвард Ф. Катценбергер (Edward F. Katzenberger).
Chickasaw представлял собой одновинтовой вертолёт классической схемы. Двигатель Pratt & Whitney R-1340-57 был установлен в носовой части. Это облегчало его обслуживание и увеличивало размеры грузового отсека. Крейсерская скорость — 133 км/ч, дальность полёта — 720 км. На борт H-19 мог взять либо 10 солдат, либо 8 раненых на носилках, либо 907 кг груза.
Вертолёт получился очень удачным. Только в США было выпущено больше 1000 единиц H-19 Chickasaw. Также производился по лицензии во Франции, Великобритании, Японии и Югославии. Эксплуатировался в более чем 30 странах мира.
11 ноября
11 ноября 1930 года — первый полёт самолёта-амфибии Ш-2 (он же АШ-2). /СССР/
Летом 1929 года конструкторы Вадим Борисович Шавров и Виктор Львович Корвин-Кербер построили первый в СССР самолёт-амфибию Ш-1. Для запуска в серийное производство он нуждался в доработках и замене иностранного двигателя на советский. Доработанный самолёт получил обозначение Ш-2 и был построен за 1,5 года.
Ш-2 был летающей лодкой-полуторопланом, выполненной из дерева. Устанавливался двигатель М-11 мощностью 100 л.с. Крейсерская скорость — 80 км/ч, дальность полёта — 500 км. На борту самолёта размещалось 3 человека — пилот, механик и пассажир.
Производство Ш-2 началось в 1932 году. Всего было выпущено от 800 до 1200 амфибий. Летающая лодка Ш-2 эксплуатировалась в труднодоступных районах СССР, выполняла ледовую разведку на Севере, служила в частях ВВС как санитарный и самолёт связи и т.д. Участвовала в советско-финской и Великой Отечественной войнах. В музеях сохранилось несколько оригинальных Ш-2.
12 ноября
12 ноября 1959 года — первый полёт экспериментального летательного аппарата Avro Canada VZ-9 Avrocar. /Канада/
В 1955 году компания Avro Canada начала исследования реактивного вертикально взлетающего аппарата. Его планировалось оснастить воздушной подушкой, за счёт чего при взлёте потребуется меньше мощности. Проектом VZ-9 Avrocar заинтересовались ВВС и армия США, которые и профинансировали дальнейшие работы.
Avrocar представлял собой двухместную «летающую тарелку». В дискообразном корпусе разместили 3 × ТРД Continental J69-T-9 и установили вентилятор. Он всасывал воздух и передавал его в кольцевое сопло. Струя воздуха из сопла образовывала воздушную подушку и приводила к возникновению эффекта Коандэ. Расчётная максимальная скорость — 480 км/ч, дальность полёта — 1601 км.
Проект достаточно быстро свернули — испытания показали, то VZ-9 неустойчив, и имеются проблемы с силовой установкой и управлением. Построили 2 прототипа, которые сегодня находятся в музеях.
13 ноября
13 ноября 1946 года — первый полёт реактивного истребителя-бомбардировщика Су-9. /СССР/
В 1944 году в ОКБ Сухого начались работы над реактивным истребителем. Планировалось оснастить его новыми советскими реактивными двигателями С-18. Проект получил обозначение Су-9 (первый с таким именем).
Су-9 был одноместным цельнометаллическим среднепланом с убирающимся шасси. Т.к. двигатели С-18 ещё не были готовы, то установили 2 × немецких ТРД Jumo-004 (а точнее их советскую копию — РД-10). Максимальная скорость — 885 км/ч (на высоте 5000 м), дальность полёта — 1200 км. Вооружение — 1 × 37-мм пушки Н-37 и 2 × 23-мм пушки НС-23. Также были установлены крепления для размещения до 500 кг бомбовой нагрузки.
Несмотря на хорошие лётные характеристики, самолёт не был запущен в производство — слишком долго шло согласование между различными ведомствами. В 1948 году финансирование проекта прекратили. Су-9 остался в истории как первый реактивный самолёт, созданный КБ Павла Осиповича Сухого.
14 ноября
14 ноября 1935 года — первый полёт многоцелевого самолёта Noorduyn Norseman. /Канада/
В 1933 году авиаконструктор Роберт Нурдуин (Robert Noorduyn) вместе с коллегой Уолтером Клейтоном (Walter Clayton) основали компанию Noorduyn Aircraft Ltd. Первым самолётом компании стал Norseman. Он разрабатывался для эксплуатации в труднодоступных районах и обладал возможностью короткого взлёта и посадки.
Norseman представлял собой подкосный высокоплан. Шасси могло быть колёсным, лыжным или поплавковым. Установлен двигатель Pratt & Whitney R-1340-AN-1 Wasp мощностью 550 л.с. Крейсерская скорость — 210 км/ч, дальность — 1500 км. На борту помещалось до 10 пассажиров.
С 1935 по 1959 год выпустили 904 единицы Noorduyn Norseman. Лётные качества самолёта оценили по достоинству — он эксплуатировался в 20 странах мира. На 2020-й год в Канаде сохранилось 37 единиц Norseman.
15 ноября
15 ноября 1929 года — первый полёт пассажирского самолёта Dyle et Bacalan DB-70 (иногда встречается название SAB DB-70). /Франция/
К концу 1920-х годов авиакомпании стали нуждаться в авиалайнерах на 30-50 человек. В Германии, например, так появился Junkers G.38. А одним из французских самолётов, подходивших под эти требования, стал проект DB-70 от компании Dyle et Bacalan. Руководили проектом инженер Густав Летанг (Gustave Létang) и конструктор Луи де Монж (Louis de Monge).
DB-70 был цельнометаллическим высокопланом с подкосным крылом и двухбалочным хвостовым оперением. Установлены 3 × двигателя Hispano-Suiza 12Lbr мощностью 600 л.с. каждый. В толстом фюзеляже размещалось до 28 пассажиров в двух салонах. Круизная скорость — 180 км/ч, дальность полёта — 1000 км.
Самолёт выполнял демонстрационные полёты, участвовал в выставках и в военных учениях. Но ни авиакомпании, ни военные не заинтересовались покупкой DB-70. В 1933 году единственный построенный DB-70 передали в школу подготовки пилотов, а спустя какое-то время и вовсе списали.
Спасибо за внимание, дорогой читатель, и береги себя!
Мне важна обратная связь, поэтому жду отзывов о дайджесте в комментариях. А ваши лайки и подписки помогают развитию канала.
Читать все выпуски дайджеста можно по тегу ➡️ #основнойаэродром_деньвистории