Галогенные лампы
Самый распространенный вид автомобильного освещения - галогенные лампы. Источниками света в них являются лампы накаливания, в которых происходит реакция между вольфрамовым волокном и газовой смесью, содержащей галоген. Отсюда и термин - галогенные лампы. Однако одних ламп для адекватного освещения недостаточно. Необходим также отражатель для усиления светового луча. Более современное решение - линза (линзовидные отражатели), точно направляющая световой луч.
Достоинства и недостатки галогенных ламп
Галогенные лампы - это простое устройство, не требующее больших финансовых затрат. Однако это также довольно ненадежно. Основная проблема - сравнительно небольшой срок службы галогенных ламп. Перегоревшую лампочку необходимо заменить, что для некоторых моделей автомобилей является непростой задачей. Тем более что ее нужно держать так, чтобы не касаться пальцами стеклянной колбы и случайно не заляпать ее. Любое загрязнение стеклянной поверхности сокращает срок ее службы. В подержанных машинах также может быть проблема с отражателями. Например, они могут расшататься или начать ржаветь. Кроме того, высокая температура, создаваемая галогенной лампой, ускоряет износ пластиковой поверхности фары. Аналогичная проблема касается и линзовых отражателей.
Ксеноновые лампы
Ксеноновые лампы - более современный и эффективный источник освещения. Их внешняя отличительная черта - цвет светового луча - интенсивно-белоснежный, похожий на дневной свет. Ксеноновая лампа дает около 3200 люмен при потреблении 35 Вт, а галогенная лампа дает 1500 люмен при потреблении 55 Вт. Однако ксеноновая лампа - в отличие от галогенной лампы - представляет собой целую систему устройств: преобразователь мощности, запальник и ксеноновую горелку. Преобразователь предназначен для создания напряжения в несколько тысяч вольт и подачи переменного тока силой примерно 85 ампер. Горелка имеет электроды, окруженные газовой смесью, в основном ксеноном. Свечение вызывает электрический разряд между электродами в колбе. Исполнительный элемент - нить накала, окруженная галогеном, задача которого - объединить испарившиеся частицы вольфрама из нити.
Ксеноны - достоинства и недостатки
Итак, нить накала не нагревается так сильно, как обычная галогенная лампа, а это значит, что стекло фары не деформируется. Главное преимущество ксеноновых ламп - лучшее освещение дороги и расширение светового диапазона. Также важна долговечность нитей, достигающая 200000 км пробега авто. Кроме того, сама нить накала потребляет меньше электроэнергии, чем обычная лампочка, что способствует снижению расхода топлива.
Однако главный недостаток ксенонов - высокая стоимость обслуживания. Сама нить стоит в среднем 2500-3500 рублей. А поскольку их нужно менять попарно, в случае повреждения такого элемента мы потратим минимум 5000-7000 рублей. Это правда, что нити имеют долгий срок службы, но если кто-то купит подержанную машину с пробегом в несколько сотен тысяч километров, оснащенную ксеноном, очень вероятен выход из строя нитей. В автомобилях с большим пробегом отражатели также могут расшататься (луч света вибрирует во время движения) или они могут затупиться.
А что предпочитаете Вы?