Найти тему
Амфора

«Плохие» и «хорошие» учителя

Нам часто в жизни приходится слышать фразы: «у меня была плохая школа», «меня не научили», «мне никто об этом не говорил» и другие. Открою секрет: не бывает плохих школ, учителей, плохих книг. Бывают только ученики, которые не умеют извлекать смысл из уроков, которые им преподносит судьба. А если я скажу, что для настоящего ученика, который всеми силами стремится к знаниям, так называемый «плохой» учитель – это благо? И даже попробую это аргументировать.

Уже в течение первого часа забывается до 60 % всей полученной информации[1]. Какой бы ни был хороший преподаватель, без повторения материала через некоторое время забывается все, что он сказал. А теперь представим, что перед Вами «плохой» преподаватель и в какой-то момент лекции или семинара Вы понимаете, что все, что он говорит – полнейшая чушь. Большинство подумает: «О! Отлично! Не надо будет особенно напрягаться на экзамене». А как подумаете Вы?

Давайте с Вами проведем эксперимент. Возьмем материал «хорошего» преподавателя и попробуем его тщательно изучить и запомнить. А через несколько дней изложить его на бумаге.

Во второй части эксперимента предлагается взять материал «плохого учителя». И совершить мысленное усилие, попробовать извлечь хоть какое-то количество смысла из полученного материала, а потом честно ответить себе, насколько бесполезно потрачено время. Затем мы берем основные вопросы лекции (все же знают, что их на всякий случай нужно записывать?) и идем в Интернет, библиотеку, к товарищу и пытаемся восполнить совокупную недостачу данных, структурировать их, записать, запомнить. И снова, как и в варианте с «хорошим» учителем, через несколько дней изложить полученные знания на бумаге. Практически в 90% случаев результаты, полученные в ходе второй части эксперимента, запоминаются лучше. Они более структурировано и полно изложены. Почему так? Причина – Ваше усилие, направленное на поиск, выделение главного, систематизацию, изложение в письменном виде. Параллельно тренируется навык общения с сотрудниками библиотек, товарищами (общее дело и общие интересы могут стать основой и глубокой дружбы), да и просто с самим собой в ходе поиска информации в интернете в процессе выстраивания связей между своим предыдущим опытом и новой информацией.

Ни один «хороший» учитель не способен так активизировать поисковую активность как «плохой».

Кроме того, впоследствии выясняется, что нет никаких лишних знаний. Исходя из полученного опыта, мы начинаем по-другому выстраивать свое движение в потоке информации. Вместо пассивного движения по течению, навязанному нам ограниченным субъективным опытом (каким бы профессионалом ни был человек, все равно его опыт ограничен рамками его субъективного восприятия, и, возможно, такими же не проработанными «плохими» учителями в прошлом), мы начинаем плыть в ту сторону по реке знаний, в которую считаем необходимым. Приобретаем навык интуитивно чувствовать, каких данных нам не хватает для выведения умозаключений.

Следует понимать, еще одно. Учителя, которые тебя окружают, находятся на том же уровне познания, что и ты сам. Ты сам путем своих действий выбираешь те классы, тех одногруппников, тех педагогов, которые есть в твоей жизни и, тем самым, ограничиваешь свою собственную возможность расшириться за счет другого опыта.

Перед нами выбор: сказать себе: «вот дурак, ничего не смыслит в своем предмете, еще и других пытается учить; надо будет посмеяться с ребятами по этому поводу на перемене» или «я чувствую что что-то не так; в чем сложность? Как я могу над этим подумать?». Иногда можно понять, что дело не в знаниях педагога, а в подаче материала. Тут есть возможность даже для небольшого развлечения в образовательных целях. По ходу лекции на обороте тетради можно выписывать особенности искусства подачи материала педагогом и искать моменты, которые можно было бы улучшить (конечно, для этого надо будет сначала прочитать 1-2 книги по ораторскому мастерству и методике ведения лекционного занятия, но это ведь такие мелочи, не правда ли?). Это небольшое упражнение позволит оточить свой собственный навык публичных выступлений и сделает подготовку к выступлениям на публике гораздо проще.

[1] Кривая забывания или кривая Эббингауза была получена вследствие экспериментального изучения памяти немецким психологом Германом Эббингаузом в 1885 году. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%80%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D1%8F_%D0%B7%D0%B0%D0%B1%D1%8B%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F