И в частности — российским.
Привет! Когда снимал последнюю посадку гражданского Ту-154 в России, вспомнил аэропорт Мюнхена, где в парке для посетителей за небольшую плату можно посмотреть исторические самолёты и даже подняться на борт.
На мой взгляд, таких локаций явно не хватает — как российским, так и многим другим аэропортам. Крутое было бы место для будущих авиаторов! Конечно, есть веские причины ничего не делать, но сегодня предлагаю посмотреть, что может получиться, если постараться найти решение.
Аэропорт имени Франца Йозефа Штрауса в Мюнхене оборудовал для любителей авиации 28-метровый холм (Visitor Hill) с поручнями и скамейками, откуда открывается неплохой вид на на перрон и ВПП. У подножия холма находится площадка, где установлены три старинных пассажирских самолёта: Douglas DC-3 (1946), Junkers Ju 52 (1937) и Lockheed L-1049 G Super Constellation (1955).
От терминалов до этого Парка (Visitor's Park) можно оперативно добраться на автобусе. Стоимость входа в Парк равна нулю, но чтобы пройти к историческим лайнерам и подняться на борт, пришлось «раскошелиться» — стоило чуть больше евро с человека. Сейчас, правда, Парк в связи с пандемией закрыт (как минимум до 30 ноября).
Главный экспонат — Lockheed L-1049 G Super Constellation с бортовым номером D-ALEM. Это первый самолет авиакомпании Lufthansa, совершивший трансатлантический перелет из Гамбурга в Нью-Йорк. Дело было 8 июня 1955 года, с двумя промежуточными посадками — в Дюссельдорфе и Шэнноне.
По старинному крытому трапу можно подняться на борт самолёта — там довольно просторно. В зависимости от версии этот самолет мог перевозить от 63 до 99 пассажиров.
В кабине D-ALEM. Тут манекен в кресле первого пилота. Свой первый полет этот борт совершил 19 апреля 1955 года. Летал около 12 лет.
Всего было выпущено 579 самолетов этой модели, 259 из них — гражданские. По нынешним меркам выглядит весьма необычно.
Что хвостовое оперение, что законцовки крыла — непривычны. И по скорости не соперник современным лайнерам — над Атлантикой Super Connie летала 550 км/ч на высоте 6100 м.
Рядом стоит Douglas DC-3 — один из самых массовых самолётов в истории мировой авиации. Самолет был создан в США (первый полет — декабрь 1935), но по лицензиям производился и в других странах, например, в СССР (до 1952), Японии (до 1945). Всего было выпущено более 16000 машин. DC-3 известен в различных модификациях под названиями C-47, C-53, R4D, «Dakota», Ли-2 (в СССР), Showa L2D2 — L2D5 (в Японии). Правда, на борт DC-3 подняться было нельзя.
Третий самолёт на площадке парка — 52-ой «Юнкерс». Он производился в Германии с 1935 года и первоначально использовался для пассажирских перевозок в компании «Люфтганза». Этот борт (D-ANOY) знаменит другим — на нем один из членов совета директоров «Люфтганзы» впервые в мире пролетел над горными хребтами Памира.
Желающие могут подняться на борт и послушать аудиозаписи воспоминаний, связанных с полетом над Памиром (справа стенд с кнопочками).
Представьте, если в российских портах поставить и открыть для посетителей, например, Ту-154, Ил-86, может быть, где-то удастся отыскать и Ил-62. Ан-24 и Як-40 — их вообще было много выпущено и многие ещё летают. Самый массовый биплан Ан-2 — тоже мог бы стать интересным экспонатом.
Впрочем, сейчас хотя бы начали устанавливать исторические советские лайнеры в некоторых аэропортах в качестве памятников. К ним можно подойти, посмотреть, сфотографировать, но доступа в салон и кабину нет. Может быть, это следующий этап?