В Киеве есть отдаленная от цивилизации местность - Жуков остров. Туда можно только дойти пешком - городского транспорта в этот район нет, а от ближайшей остановки топать аж несколько километров. Именно там, в глуши, находится настоящее хранилище брошенных лодок и катеров советских лет, в этом же месте можно найти и полузатонувший теплоход.
Будучи большим любителем транспорта, прочесал на своих двух эту местность, и осмотрел этот импровизированный музей "советского водного сообщения".
Не все это знают сейчас, но в СССР малое количество личного автотранспорта в сравнении с нынешним временем частично компенсировалось большим числом лодок/катеров, которые советская промышленность клепала тысячами, и расходились они на "ура". Люди любили путешествовать на лодках даже на большие расстояния, а провести на воде выходные (с ночевкой на борту) вообще было нормой.
Еще в 1980-х годах движение по воде на Днепре в черте Киева в чем-то было похоже на современные автомагистрали - беспрерывно туда-сюда гасали баржи, прогулочные теплоходы, речные рейсовые трамвайчики, скоростные "Метеоры", буксиры, государственные и частные катера, лодки рыбаков. Соблюдались правила движения, по реке постоянно ездила водная милиция и проверяла права у лодочников.
Сразу с началом перестройки это умерло, причем очень быстро - всего за несколько лет трафик упал в разы. Рыночная цена на бензин подкосила и возможности людей путешествовать на своих лодках, и убила рейсовое речное пассажирское сообщение.
При СССР по воде можно было добраться из Киева в Черкассы, Днепропетровск, Запорожье, Одессу (с пересадками), в Чернигов (по реке Десна), в белорусский Гомель (через Припять - будущую Чернобыльскую зону). Дачников развозили пригородные суденышки.
От этого не осталось и следа - огромный трехмиллионный город не может нынче финансировать даже один какой-нибудь дачный маршрут, не говоря уже о дальних. Пассажирское сообщение по воде исчезло вообще. Остались лишь дорогие прогулочные рейсы в пределах города и на дачу Януковича в Киевское море.
А куда же делось всё это "море" кораблей и лодок, что берездили воды Днепра в советское время? Что-то отправили на металлолом, но значительная часть этого наследия осталась, и так и ржавеет на берегу. Одним из таких мест является как раз киевский Жуков остров (имеются и другие интересные кладбища лодок).
Здесь можно посмотреть, каких разнообразных форм были советские лодки и катера, как их усовершенствовали водоплаватели - порой приваривая самостоятельно крышу, чтобы обычная открытая всем ветрам лодочка превратилась в дом на воде, пригодный для ночлега.
К сожалению, пока никто не организовал музей такого транспорта, посмотреть это всё можно самостоятельно, в оригинальном виде - без реставрации. Эта коллекция - дань старой моде на водные уик-энды, моде на жизнь на воде...