Найти тему
Мир Зари

205 минут...

В этот день, 15 ноября, 32 года назад состоялся уникальный для того времени эксперимент. Ракета-носитель «Энергия» вывела на орбиту многоразовый корабль «Буран». Крылатый космоплан два раза обогнул Землю и совершил посадку в автоматическом режиме.

-2

205 минут полёта стали триумфом.

Многие люди, далёкие от космоса, скажут: подумаешь, американцы давно на таких летали! А вот и нет. Не будем вдаваться в детали про ступени и отличия. Достаточно того, что «Буран» совершил старт и посадку в беспилотном режиме. Ни один шаттл на такое не способен. Можем ошибаться, но случаев посадки в таком режиме нет и у самолётов схожей массы. Когда лайнер заходит на посадку, пилот постоянно его контролирует, несмотря на автоматику, даже сейчас, спустя тридцать дет. «Буран» сел сам, с максимальным отклонением от оси ВПП на три метра. Автоматический полет «Бурана» был занесён в Книгу рекордов Гиннесса, и этот рекорд не побит до сих пор.

-3

Длина «Бурана» составляла 36,4 метра, размах крыльев − около 24 метров, высота корабля на шасси − более 16 метров. Стартовая масса корабля − более 100 тонн, из которых 14 тонн приходилось на топливо. И самый большой транспортный самолёт Ан-225 «Мрия» был создан специально для перевозки «Бурана».

-4

Почему первый полёт «Бурана» оказался и последним? Дело в том, что и «Буран», и «Шаттлы» - проекты нерентабельные. К тому же программа носила во многом военный характер, а в то время началась разрядка международных отношений. В 1993 году программа «Буран» была полностью свёрнута.

Всего было построено пять лётных экземпляров корабля «Буран».

Корабль 1.01 «Буран» - совершил единственный полет. Хранился в монтажно-испытательном корпусе на Байконуре. В мае 2002 года уничтожен при обрушении крыши.

Корабль 1.02 - должен был совершить второй полет и стыковаться с орбитальной станцией «Мир». Сейчас экспонат музея космодрома Байконур.

Корабль 2.01 - был готов на 30 - 50 %. Находился на Тушинском машзаводе, потом - на причале Химкинского водохранилища. В 2011 году перевезён для реставрации в ЛИИ г. Жуковский.

Корабль 2.02 - был готов на 10 - 20 %. Разобран на стапелях завода.

Корабль 2.03 - задел уничтожен и вывезен на свалку.

Но неправильно думать, что все работы по «Бурану» оказались бессмысленными. Автоматическая самолётная посадка дала жизнь истребителям пятого поколения и многочисленным беспилотникам. Уникальные технические решения могут быть развиты в новых кораблях и самолётах... Подробнее о работе над проектом можно прочитать в интересном интервью одного из участников проекта, Валерия Бурдакова.