По-моему, это единственная декоративно отделанная станция метрополитена города Торонто, обычное здесь метро сугубо утилитарно)). Интересно, что на ней работает WI-Fi, для метро в Торонто это тоже редкость. На станции нет лифта, она недоступна для колясочников, что опять же скорее исключение, чем правило.
Станция Музей находится в самом сердце города - рядом с Королевским парком и Королевским музеем Онтарио (Royal Ontario Museum, ROM), в честь которого, собственно, и названа.
Краткий экскурс в историю
Станция открылась в 1963 и поначалу была отделана более чем невзрачно, как собственно, и все метро в Торонто: большая часть стен туннеля была покрыта гладкой однотонной кремовой прямоугольной плиткой, а под потолком шел поясок более узкой голубой плитки. Название "Музей" было написано унифицированным шрифтом TTC (Toronto Transit Company, местный магнат на рынке пассажирских перевозок) путем пескоструйной гравировки, а затем окрашено в тот же тон, что и узенький поясок голубой плитки.
Но в 2000-х все изменилось. Станцию перелицевали, чтобы ее внешний вид отсылал пассажиров к экспозиции ROMа, которую они могут осмотреть, поднявшись из метро на поверхность. Вдохновили архитекторов предметы из коллекций самого РОМа и музея Гардинера. Колонны в форме Осириса должны напоминать про Древний Египет, дорические колонны из Пантеона - Древнюю Грецию, красные колонны из Запретного города - Древний Китай, ну а грубо вырезанная рожица божества - наследие Первых людей (индейцев, живших в Канаде до прихода европейцев).
Наши дни
Обновленная станция метро была представлена публике мэром Дэвидом Миллером 11 апреля 2008 года. Работы на станции вела компания Diamond Schmitt Architects, решившая использовать в оформлении платформы колонны, внешним видом подобные объектам из экспозиций ROM и музея Гардинера. Из ROM в качестве консультантов привлекли Кеннета Листера (он выбрал Wuikinuxv Nation House post), Роберту Шоу (она помогла с египетскими колоннами), Пола Дениса (который работал над дорическими греческими колоннами) и Сару Ирвин (специалист по китайским колоннам). За консультанциями по поводу подобия колонн из храма в Туле, столице древнего государства тольтеков обратились к Хелен Хайнс из университета. Стены туннелей перелицевали, название станции также видоизменили - теперь внутри латинских букв можно разобрать иероглифы.
Колонны не только оживляют станцию и делают ее непохожей на все прочие, но и тонко намекают пассажирам на сокровища древних цивилизаций, которые они могут видеть, если выйдут из метро на станции "Музей".
Колонна Осириса
В гробницах фараонов последних часто увековечивали в колоннах изображавших бога Осириса, бога загробного мира, смерти и возрождения. Верхняя часть статуи - головной убор, треххвостая плеть и скипетр - признаки фарафона.
Нижняя половина статуи обмотана пеленами и символизирует бога Осириса, которая в египетской мифологии части изображали в виде мумии. Иероглифы с задней части колонны скопированы с находящихся в египетском зале ROM.
Колонна воина тольтека
Считается, что на колонне изображен бог войны Tlahuizcalpantecuhtli (простите, я не могу это перевести, а аналога в русскоязычном интернете я не нашла).
Представленная на фотографии колонна - реплика одной из четырех подобных колонн, расположенных в храме Тулы, столице древнего тольтекского государства в центральной Мексике. Это государство было крупнейшим в регионе примерно с 900 по 1150 до н.э. и оказало значительное влияние на культуры майя и ацтеков.
Тольтеки создавали прекрасные архитектурные сооружения, в частности четырехгранные пирамиды. На их вершине находились храмы, где проводились обряд жертвоприношения и другие важные мероприятия. Основным памятником, оставленным нам цивилизацией тольтеков, является так раз пирамида Утренней Звезды в Туле. В ходе истории она несколько раз переживала разрушения, из-за чего многие фрагменты постройки были утеряны. Так, на вершине пирамиды некогда располагался храм, чьи своды поддерживали четыре колоссальные (высота 4,6 м) массивные каменные фигуры воинов.
Пятиметровые исполины сохранились лучше прочих составляющих пирамиды в основном благодаря стараниям жрецов, которые в своё время закопали их в землю в рамках какого-то особенно крупного ритуала. Учёные предполагают, что это событие может как-то быть связано с уничтожением самого храма.
Колонна первых наций Wuikinuxv
Эта колонна сделана по образцу колонны, поддерживающей своды дома народности Wuikinuxv (их народов первых Наций), которая жила на реке Риверс Инлет (англ. Rivers Inlet) в Британской Колумбии. Исходный столю поддерживал массивный конек крыши и был вырезан из цельного кедра. Медведь - традиционное изображение на подобном тотемном столбе и олицетворяет семью и ее статус.
ROM приобрел столб после того, как жители дома перестали в нем жить, а сам дом был разобран. Его можно увидеть в отделе ROM, посвященном искусстку и культуре первых людей.
Колонны из Запретного города в Китае
Подобные колонны окружают три залы Верхнего дворца в Запретном городе в Китае. Запертный город - главный дворцовый комплекс китайских императоров начиная с дианстии Мин и до конца династии Цин, то есть с 1420 по 1912 годы; на протяжении всего этого времени служил как местом жительства императоров и членов их семей, так и церемониальным и политическим центром китайского правительства. Отсюда Поднебесной правили 24 императора династий Мин и Цин.
Как большинство императорских построек и храмов Китая, колонны окрашены в красный, который в Китае ассоциируется с счастьем и удачей.
Дорические колонны Греции
Со времен Древней Греции и по наше время дорические колонны остаются важным системообразующим и декоративным архитектурным элементом. Прообразом для парных колонн на станции метро Музей послужили колонны древних греческих храмов.
Согласно сайту, "Дорические колонны по сравнению с другими ордерами являются самыми широкими и низкими. Более древние колонны не выходят за пределы высоты, в шесть раз превышающей размер нижнего диаметра, а часто они только в четыре раза больше по высоте, чем их диаметр. Своей тяжеловесностью колонны раскрывают взору характер серьезной, простой, неприкрашенной мужественности, наиболее ярко обнаруживающейся в храмах в Пестуме и Коринфе. Однако позднейшие дорические колонны по высоте равняются семикратному размеру диаметра, а в других зданиях, как указывает Витрувий, колонны были выше еще на полдиаметра.
Вообще дорический стиль тем и отличается, что он ближе, чем другие стили, к первоначальной простоте деревянных сооружений, хотя в большей мере, чем тосканский стиль, склонен к украшениям и убранству. Тем не менее, колонны почти повсюду не имеют базы, а стоят непосредственно на стилобате, капитель же образуется лишь из подушки и плиты. Ствол то оставлялся гладким, то каннелировался двадцатью желобками, которые в нижней трети часто были плоскими, а в верхней выдалбливались".
Иероглифы на стене туннеля
После ренновации изменилось и название станции - теперь внутри букв можно разобрать иероглифические знаки. Они осмыслены. Оригинал можно найти в Египетском зале ROM. Надпись была обнаружена в могиле богатого египтянина Мет-джет-йю и датируется 2300 г до н.э. Она гласит:
Я был любим отцом, почитаем и одобряем матерью. Я достойно похоронил их - по распоряжению фараона, так как он уважал меня - поэтому они могут вечно славить бога. Я был хорошим сыном с рождения и до их смерти, никогда не заставлял их гневаться. Кроме этого, мое мнение учитывали в каждом проекте фараона.
И в заключение...
Благодаря своему оформлению станция метро Музей в гор. Торонто выгодно отличается от многих других. Проезжая мимо, глаз невольно выхватывает ее необычность, и хочется узнать, почему она именно такая. Теперь вы это знаете. Спасибо что дочитали до конца!