Самое простое, что может ответить на ваш вопрос ребёнок, это правду или ложь.
Вот вы задаете ему вопрос: " Выучил уроки?"
И он отвечает: " Выучил", а на само деле так себе поучил их, может быть явное- письменное, что быстро проверяется и сделал, но устные предметы нет, как вы проверите?
Ребенок говорит в ответ на ваш вопрос такой ответ, который его устраивает, и чтобы быстро отделаться от вашей назойливости.
Что делать, если он вас обманул в таком простом деле?
Маша тоже порой отвечает с отмашкой, и иногда включает в ответы слова: " Ты что, мне не веришь?"
Базовое здесь - доверие, но и грань между ним и тем, что на самом деле сделано очень тонкая.
Я как-то заметила, что она лжёт, тогда сказала её: " Уроки- это зона твоей ответственности".
Это означает: ты получаешь знания, закрепляешь их, получаешь отметки за домашнюю работу, итог четвертные отметки такие, на сколько хорошо были даны ответы на уроках.
Перед собой не ставлю задачу заставлять её учиться, не сижу и не слежу сделаны ли уроки или нет. Она знает, что любая отметка, это её проверка знаний, не более того.
Довольно часто мы паримся из-за отметок, нам хочется " не ударить в грязь лицом" перед родственниками, друзьями, другими родителями в классе. Ведь хорошие отметки - показатель того, какоё же родитель хороший ( как глубоко это сидит в нас, нравиться другим?)
Тем самым мы сами обучаем детей лгать нам, в самых простых вопросах: чистил ли зубы, съел ли кашу, выучил ли уроки?
Может быть стоит изменить привычно задаваемые вопросы на другие, как думаете?