Найти тему
Секретные Материалы 20 века

Первые российские Олимпиады

Сегодня слово «Олимпиада» у болельщиков ассоциируется с крупнейшими международными соревнованиями. Лишь историки спорта вспоминают о том, что в 1913 году в Киеве прошла первая Русская Олимпиада, а в 1914-м в Риге — вторая. Решение о проведении этих соревнований было принято после провала российских спортсменов на Олимпиаде-1912. Послав в Стокгольм представительную делегацию, Российская империя в общекомандном зачете оказалась только на 16-м месте. В активе российских олимпийцев были всего две серебряные и две бронзовые медали. Причем в соревнованиях парусников в классе 10 участвовали четыре экипажа, и россияне фактически финишировали предпоследними.

Открытие Первой Общероссийской Олимпиады в Киеве. 1913
Открытие Первой Общероссийской Олимпиады в Киеве. 1913

ПОСЛЕДСТВИЯ СПОРТИВНОЙ ЦУСИМЫ

Российская пресса того времени отреагировала на итоги Олимпиады-1912 приблизительно так же, как современная — на выступления наших футболистов. Результаты выступлений российских олимпийцев в Стокгольме окрестили спортивной Цусимой. Ничего более обидного после Русско-японской войны 1905 года и придумать было нельзя. Хотя министерства спорта, не говоря уж о курирующем спорт вице-премьере, в царской России не было, оргвыводы последовали незамедлительно. Был учрежден пост главнонаблюдающего за физическим развитием народонаселения Российский империи. Им стал командир лейб-гвардии Гусарского его величества полка свиты его императорского величества генерал-майор Владимир Воейков.

После образования в 1912 году Российского олимпийского комитета он был избран его почетным председателем. Современники невысоко ценили организаторский талант генерала, но куда важнее было то, что он являлся другом императора Николая II и был женат на дочери министра императорского двора Владимира Фредерикса. Генерал Воейков благополучно пережил революцию и две войны. Он скончался в 1947 году в Швеции, оставив любопытные воспоминания «С царем и без царя». В мемуарах Воейков слегка приукрасил собственные заслуги в деле развития физкультуры и спорта в России.

Впрочем, именно ему принадлежала идея провести Русскую Олимпиаду, чтобы выявить все спортивные таланты империи. Ведь сборную, которую направили в Стокгольм, сформировали без всякого отбора. Многие сильные спортсмены просто не знали о том, что могли бы защитить честь родной страны на самых престижных международных соревнованиях. Кого-то не отпускали со службы или учебы. Ведь не случайно первый отечественный олимпийский чемпион Николай Панин вынужден был выступать в соревнованиях по фигурному катанию на лондонской Олимпиаде 1908 года под псевдонимом Коломенкин. Так и стал в результате Паниным-Коломенкиным.

Император Николай II благосклонно отнесся к идее проведения состязаний в России. Их куратором стал великий князь Дмитрий Павлович, двоюродный брат Николая Александровича. Прекрасный спортсмен, участник олимпийских соревнований в Стокгольме по конному спорту. Впрочем, об этой стороне жизни великого князя мало кто сегодня вспоминает — он вошел в историю как участник знакового убийства Григория Распутина в 1916 году. Участие в этом заговоре спасло жизнь члену императорской фамилии: после событий в Юсуповском дворце его выслали в ссылку за границу.

МАТЬ ГОРОДОВ РУССКИХ ПРИНИМАЕТ ОЛИМПИЙЦЕВ

Местом проведения I Русской Олимпиады стал Киев. Выбор был обусловлен тем, что в 1913 году в нынешней столице Украины состоялась Всероссийская выставка. Практика совмещения подобных мероприятий практиковалась и на международном уровне. Председатель оргкомитета выставки Александр Тышкевич активно содействовал проведению в ее рамках масштабного спортивного мероприятия. По его инициативе была сформирована секция физического развития и спорта, которую возглавил Александр Анохин, известный в Киеве врач и большой энтузиаст спорта. Как водится, сформировали и попечительский совет, в который вошли губернатор и городской голова Киева, генералы и вельможи. На организацию Олимпиады государство выделило 10 тысяч рублей. Немалые по тем временам деньги, хотя организаторы сочинской Олимпиады только улыбнутся — даже после их пересчета на нынешний курс.

Торжественное открытие состоялось 20 августа 1913 года. На церемонии присутствовало около десяти тысяч зрителей. В Киеве был в кратчайшие сроки построен первый в России стадион, получивший название «Спортивное поле». До этого соревнования проводились на ипподромах, а иногда и просто на пустырях. На стадионе даже установили VIP-ложу, как сказали бы сейчас. Тогда же ее называли ложей почетных гостей. Стоимость билетов для рядовых зрителей зависела от того, насколько далеко располагались места от почетных гостей. Самые дешевые билеты стоили 75 копеек, самые дорогие — пять рублей. Тогда это были огромные деньги!

Попечитель Киевского учебного округа Алексей Деревецкий распорядился, чтобы учащиеся средних учебных заведений города, задействованные в мероприятиях Олимпиады, были освобождены от занятий. Остальных учащихся было решено в дни проведения соревнований отпускать с уроков в полдень, чтобы они могли посетить состязания. Для них были установлены и скидки при покупке билетов.

В соревнованиях принимали участие спортсмены из двух десятков городов России. По нынешним временам это были бы уже международные соревнования. Ведь на старт вышли олимпийцы из Киева и Одессы, Тирасполя и Варшавы, Риги и Виндавы (ныне это латвийский Вентспилс), Вильно и Ковно (Вильнюс и Каунас), Ревеля и Юрьева (Таллина и Тарту). Хозяева завоевали 37 призовых мест, спортсмены из Санкт-Петербурга — 33, опередившие москвичей рижане — шесть.

«ИНКВИЗИЦИЯ» НА МАРШЕ

В рамках Олимпиады впервые в России был проведен марафонский забег. Правда, дистанция отличалась от классической. Бегуны преодолели 38 верст 56 саженей (40 км 657,88 м). Еще накануне старта пресса выражала сомнения в целесообразности подобного забега. «Марафонский бег — это инквизиция, — писала «Киевская мысль». — Зачем бежать 38 верст? Даже автомобили портятся на таком расстоянии. Неудивительно, если человеку бензина не хватит! В древности, когда не было железных дорог и телеграфа, такой бег имел смысл как средство передвижения и сообщения, но зачем он теперь, при автомобилях и телеграфах? Что касается пользы для здоровья, то марафонский бег способен только разрушать, а не укреплять его».

Старт марафонского забега назначили на семь утра. Стартовали отважные бегуны, которые, по мнению киевских репортеров, разрушали здоровье и составляли конкуренцию автомобилям, с хутора на Житомирском шоссе. Ночевать им пришлось в деревенских избах, а стартовать по… хлопку арбитра. Стартовый пистолет он забыл дома. Вдоль всей трассы были организованы специальные «заправочные пункты», на которых марафонцы могли подкрепиться закусками, выпить воды и даже облиться ею. Лавровым венком победителя был увенчан петербуржец Николай Максимов.

Впервые в истории российского спорта на Олимпиаде соревновались женщины. В беге на 100 м мировой рекорд установила киевлянка Нина Попова (в большинстве протоколов в те годы указывались инициалы спортсменов, и во многих источниках ее называют Натальей). Эта разносторонняя спортсменка выиграла еще и состязания по фехтованию, а в прыжках в длину заняла второе место. Хотя пресса и по этому поводу негодовала: «С чего бы это русские женщины так распрыгались? Благодаря этим прыжкам Олимпиада приобрела оттенок несколько забавный…»

Этих бы репортеров послать сейчас освещать чемпионаты США!

ПЕРВЫЕ ОЛИМПИЙСКИЕ КУРЬЕЗЫ

Особое место в программе Олимпиады отводилось веломотоциклетному пробегу, старт которого был дан в окрестностях Чернигова. Спортсменов на протяжении всей дистанции сопровождал специальный автомобиль, в котором находились судья, член спортивного комитета и врач. За три дня до старта мотоциклисты представили специальной комиссии своих «железных коней». К старту допускались лишь те, двигатели которых имели мощность не более пяти лошадиных сил. Технику опломбировали и доставили к месту старта в половине третьего утра.

Велосипедисты стартовали группами по четыре человека с интервалом в три минуты, а мотоциклисты — по одному через каждые пять минут. По пути следования все спортсмены должны были преодолеть контрольный пункт и расписаться, чтобы подтвердить прохождение трассы полностью. Без форс-мажора, впрочем, не обошлось. Участник соревнований по мотоциклетному спорту Дмитрий Тевс на большой скорости сбил корову, переходившую дорогу. Продолжить соревнования он уже не смог. Сопровождавшая спортсмена медицинская бригада доставила его домой.

В велогонке долгое время лидировал Феликс Рафский из Варшавы. Увлекшись гонкой, он наскочил на камень и поранил руки и ноги. После оказания медицинской помощи Рафский не спеша поехал к финишу. Велогонщик посчитал, что не имеет никаких шансов попасть на пьедестал. Каково же было его удивление, когда на финише он оказался вторым! Во многих источниках победителем соревнований велосипедистов указывали рижанина Августа Аунса, но заведующая кафедрой истории и теории олимпийского спорта Национального университета физкультуры и спорта Украины Мария Булатова утверждает в своих исследованиях: «Чемпионом киевской Олимпиады по велоспорту стал москвич Николай Волочугин». Не верить академику АН Украины, сферой научных исследований которой является олимпийское движение, нет оснований.

Представитель рижского клуба «Марс» Аунс все равно ведь стал российским олимпийским чемпионом. Он выиграл велогонку Рига — Шавли (так до 1917 года назывался Шауляй). Эти соревнования входили в программу II Русской Олимпиады. Она состоялась в 1914 году в нынешней столице Латвии. Судьба Аунса сложилась вполне благополучно. Он и в независимой Латвийской Республике, просуществовавшей до 1940 года, был уважаемым человеком, и в советской Латвии благополучно работал на фабрике, выпускавшей велосипеды.

РИГА ПОДХВАТИЛА ЭСТАФЕТУ

С финансированием соревнований на федеральном, как бы сейчас сказали, уровне проблем не возникало. Местные же власти отнеслись к «инициативе сверху» без должного энтузиазма. После завершения соревнований в Киеве глава оргкомитета I Русской Олимпиады Александр Анохин разразился гневной публикацией: «Город Киев не дал ни одной копейки! Крылатую фразу городского головы И. Н. Дьякова «Олимпиада — частное дело и нас не касается» мы передаем в назидание потомкам».

С еще большими трудностями столкнулись организаторы II Русской Олимпиады. В Риге, где был огромный процент немецкого населения, городские власти совершенно не горели желанием поучаствовать в организации соревнований. Нелегко пришлось местному оргкомитету, который возглавлял доктор Александр Линдемут. На открытии Олимпиады, впрочем, вместе с губернатором Лифляндии Николаем Звягинцевым присутствовал рижский городской голова Вильгельм фон Булмеринг.

Еще до официального открытия Олимпиады состоялись два футбольных матча. В первом из них команда Москвы разгромила сборную Риги — 5:0. На следующий день москвичи в основное время не сумели переиграть команду Ревеля. Игра закончилась со счетом 2:2, но в дополнительное время москвичи забили в ворота соперников три мяча. Любопытно, что эти матчи включены в реестр игр футбольной сборной России в качестве неофициальных. Ведь играли с командами, представляющими сейчас независимые государства.

В 1914 году отношение к олимпийскому футбольному турниру было скорее скептическим. Пресса писала, что отсутствие сильных команд из Санкт-Петербурга и Одессы не позволяет судить об уровне развития футбола в стране. Хотя по сравнению с соревнованиями годичной давности был сделан шаг вперед. В Киеве в финале играли две местные команды, и «Политехники» победили «Славию».

Чтобы пополнить бюджет Олимпиады, организаторы продали эксклюзивные права на съемку соревнований рижскому фотографу Петру Зонвальду. Всего за 300 рублей. Зонвальд изготовил около трехсот качественных открыток, намереваясь компенсировать расходы. Вот только участники соревнований возмутились. Ведь своих специальных корреспондентов в Ригу прислали уже набравшие популярность московские и петербургские издания.

Некоторые участники даже отказывались выходить на старт в знак протеста против ущемления прав журналистов. В результате начиная с четвертого дня соревнований право снимать участников получили все профессиональные фотографы, приехавшие в Ригу. Даже любители присоединились.

ОЛИМПИАДА, ПРЕРВАННАЯ ВОЙНОЙ

В отличие от Киева, в Риге не стали строить специальный стадион. Соревнования по беговым дисциплинам проводились на местном ипподроме. При этом скачки никто не отменял. Наспех размеченные дорожки находились в ужасном состоянии, но это не сказалось на энтузиазме участников.

По сравнению с первой Олимпиадой на второй заметно расширилась география участников. На парад открытия вышли спортсмены из старинных русских городов. Дебютировали представители Тифлиса (Тбилиси) и даже Гельсингфорса (Хельсинки). Великое княжество Финляндское в составе Российской империи пользовалось широкой автономией. Его жители имели собственные спортивные клубы и кружки. Даже на Олимпиаде в Стокгольме Финляндия была представлена отдельной командой и, в отличие от представителей метрополии, выступила очень успешно, завоевав девять золотых, восемь серебряных и девять бронзовых медалей. В общекомандном зачете финские спортсмены заняли четвертое место.

Готовить конкурентов для выступления на международных Играх руководители российского спорта не собирались. По положению об олимпийских соревнованиях, участвовать в них могли только любители (уже тогда профессиональным цирковым борцам доступ на спортивные соревнования был закрыт) и только члены российских спортивных клубов и кружков. О допинг-контроле речь не шла. Даже легкие закуски на трассе марафона никто не дегустировал перед забегом.

О том, что «состязания открыты исключительно для любителей, состоящих в спортивных и гимнастических обществах, а также в воинских частях и учреждениях», напоминал информационный щит, установленный в витрине рижского магазина «И. Редлих». На этом табло каждый день вывешивали программу и результаты завершившихся соревнований, а также положения команд в общем зачете. Самую представительную выставили хозяева. Около 300 рижских спортсменов приняли участие во II Русской Олимпиаде. Из Санкт-Петербурга приехали около 200 участников, из Киева — 150, из Москвы — 70. Остальные города были представлены скромно.

Настоящим героем олимпийских соревнований стал московский спринтер Василий Архипов, завоевавший три золотые медали. «Ни на одном состязании, по моим личным впечатлениям, не было такого воодушевления, как на рижской Олимпиаде! — делился он своими впечатлениями в журнале «К спорту». — Трудно себе представить, как можно было достигнуть таких результатов при тех тяжелых условиях, в которые были поставлены участники. Не могу иначе объяснить этого, как общим подъемом…»

Не обошлось в Риге без скандалов. Балтийское общество плавания ничего не предприняло, чтобы соревнования по этому виду спорта прошли в соответствии с международными правилами. Вместо щита для отталкивания на старте установили движущееся бревно. В момент прыжка в воду спортсмены, теряя равновесие, падали на спину. В результате все иногородние пловцы отказались участвовать в соревнованиях. Рижане, чтобы не терять реноме, устроили «междусобойчик», но публика потребовала вернуть заплаченные за билеты деньги обратно.

На старте гребной регаты судьи начали подавать команды на немецком языке. В Риге большинство занимавшихся этим видом спорта составляли прибалтийские немцы. Со стороны остальных участников последовали бурные протесты: «Здесь Русская Олимпиада, а не Германия! Потрудитесь отдавать команды по-русски».

Завершить II Русскую Олимпиаду не удалось. Намеченные на 14–16 июля конные соревнования, обещавшие быть очень интересными, отменили из-за начала Первой мировой войны. Офицеры, которым предстояло демонстрировать свои умения в выездке, конкуре и стипль-чезе, в спешном порядке покидали Ригу и возвращались в свои полки. Не состоялись и входившие в олимпийскую программу соревнования по лаун-теннису и современному пятиборью.

В 1915 году Русскую Олимпиаду должен был принимать Санкт-Петербург, а в 1916-м — Москва. Только этим соревнованиям не суждено было состояться. Хотя в годы войны были организованы Северо-Кавказская Олимпиада в Новороссийске и Поволжская Олимпиада в Нижнем Новгороде. Для развития российского спорта соревнования в Киеве и Риге дали сильнейший толчок. Мало кто сомневался, что на Олимпиаде-1916 «стокгольмская Цусима» не повторится. Только в разгар Первой мировой о проведении Игр в Берлине не могло быть и речи.

На Олимпиаду-1920 в Антверпен российские олимпийцы поехать уже не могли — Российской империи уже не было. В СССР отношение к Олимпийским играм долгое время было, мягко говоря, сдержанным. В них видели проявление буржуазного образа жизни. Массовые соревнования с участием представителей разных регионов руководители советского спорта назвали Спартакиадами. Первая Всесоюзная спартакиада состоялась в 1928 году. Удивительно, но это название сохранилось до наших дней. О двух русских спортивных праздниках, состоявшихся накануне Первой мировой, практически никто, кроме историков спорта, не вспоминает.

Секретные материалы 20 века» №25(489), 2017. Борис Ходоровский, журналист (Санкт-Петербург)