В настоящее время в Манеже в Санкт-Петербурге проходит выставка известной южнокорейской художницы Ли Бул "Утопия Спасенная". Это первый раз, когда ее работы представлены в России.
Чтобы понять представленные картины и инсталляции, нужно немного вернуться к истокам - в детство художницы. Родителей девочки преследовали за антиправительственные взгляды, а потому семье приходилось часто переезжать из города в город. Постоянно попадая в новые школы и условия, она не могла завести постоянных друзей, а ее саму одноклассники постоянно высмеивали за леворукость (в Корее, как и у нас, левшей долгое время насильно переучивали) и замкнутость. В 20 лет она начала по-своему бороться против всего, что вызывало ее возмущение (аборты, политические репрессии и т.д.), исследовала человеческое тело, его красоту и уродства. Делала это она через перфомансы с собственным телом, шокирующие футуристические костюмы.. С этого началось развитие Ли Бул как художника. В начале же этого века она стала черпать вдохновение в архитектуре, утопии и советском конструктивизме, а в творчестве значительную часть стали занимать огромные инсталляции. Эти мотивы явно прослеживаются и в "Утопии Спасенной".
Первым встречает зрителей огромный серебристый дирижабль, плавно шевелящий в потоках воздуха своими перекрестными "плавниками". Вдохновение для него Ли Бул нашла в печально известной трагедии "Гиндебурга", потерпевшего катастрофу в 1937 г. в Германии.
Этот дирижабль - часть серии инсталляций "Желание быть уязвимым" (2015 г.), состоящей из различных аэростатов, тканевых растяжек, шатров и т.д. На создание этой серии художницу вдохновил заброшенный цирк. Популярное когда-то цирковое искусство сейчас все больше приходит в упадок, теряет зрителей, которые переключаются на что-то более современное и динамичное. Все больше оно становится тенью прошлого. Это ощущение заброшенности и одиночества наполняет инсталляции проекта. Особенно сильно проявляется оно на третьем этаже, где представлены огромные полотнища, похожие то ли на сломанные шатры, то ли на упавшие с неба бесконечные парашюты. А очередь в зеркальный лабиринт, протянувшаяся между пустынными шатрами, лишь усиливает это ощущение.
Лабиринт - это часть инсталляции "Через отрицание II" (2014 г.). Проходя сквозь подсвеченные лампами зеркальные стены зритель видит перед собой бесконечные пути, которые, по сути, всего лишь иллюзия. Для Ли Бул архитектура из стекла - это не футуристическое развитие, а неопределенность и рефлексия. Снаружи стены лабиринта тоже обладают отражающими свойствами, а на них в зеркальном отображении нанесены отрывки из книги психолога Джулиана Джейнса. Таким образом строки не предназначены для чтения, а являются как бы оберточной бумагой к лабиринту, дополняя его основной посыл.
На втором этаже расположились картины и графика, наброски инсталляций и проектов, выполненные рукой художницы, а также макеты, созданные по ее эскизам. Здесь в полной мере становится понятно, какое сильное влияние оказал на художницу советский конструктивизм. И конечно же, через них мы можем видеть всю ту огромную подготовительную работу, которую автор проделывает прежде чем ее произведения увидят свет. Некоторые из рисунков и макетов впервые представлены публике и ранее никогда не выставлялись.
На этаже также представлены уменьшенные макеты ранних инсталляций. Один из них - бело-розовое футуристическое "облако" - называется "Мое великое повествование". Оно так и заставляет разглядывать каждую мельчайшую деталь, коих здесь множество. Словно снежная равнина с обломками города, залитая розовой краской, над которой возвышается огромное табло с надписью "Because everything only really perhaps yet so limitless" ("Потому что все, и это лишь допущение, по-настоящему безгранично"). Это цитата из романа "Под покровом небес" Пола Боулса, чьи произведения наполнены горечью о несоответствии человеческих ожиданий и окружающей действительности.
Однако первое, что притягивает здесь взгляд - это все же огромный прозрачный аэростат с цветными надписями и мигающими огоньками. В некотором смысле он представляет собой макет Земли, на который Ли Бул вдохновили работы немецкого архитектора Бруно Таута и собственные идеи о хрупкости человечества и его идеалов.
А на первом этаже в полутьме расположилась самая, на мой взгляд, завораживающая инсталляция выставки - зеркальный "Город солнца II". Десятки островков, напоминающих битое стекло, окружают зрителя и ведут вперед, туда, где ярко светятся сотни ламп. На самом деле это не зеркала, а полированный пластик, а держатся острова на пластиковых стаканчиках, подчеркивая, с одной стороны хрупкость мира, а с другой, обилие пластика вокруг нас - как в земле, так и в океане. Вдохновением для инсталляции стала одноименная книга итальянского философа Томассо Компанелло. В книге в центральной части города располагался храм, однако у Ли Бул его нет. Огни, которые притягивают к себе и обещают место света - тот самый храм, - остаются только огнями. По словам художницы, эта мысль пришла ей в голову, когда она пролетала на самолете над огнями Токио.
Выставка будет доступна до 31 января 2021 года, и если у вас будет такая возможность, обязательно посетите ее!
И не забудьте поставить лайк этой статье и подписаться на канал, чтобы не пропустить все самое интересное ;)
.
Читайте также:
Считавшиеся утерянными древние буддийские картины показали публике
-------------
В статье временами использованы материалы, размещенные на стендах выставки и на странице Izi.travel (без перепечатки)
Все фото: Алексеева Екатерина