"Не умничай!", "не выпендривайся!", "Мал ещё, рассуждать о таких вещах!". С детства слышала эти окрики, направленные на детей. В моей семье подобных лексических изысков не использовалось, но наблюдать со стороны, слышать - приходилось регулярно. Как правило, эти одергивания были совершены в ответ на фантазию ребёнка, его любопытство или озвучивание чего-то такого, чего одергивающий не знал. Да да! Бывало и такое. И давольно часто. Погружённые в быт, материальность и повседневное однообразие взрослые, свысока взирали на детей, считая себя умнее и правильнее. И даже не слышали, как под весом их бессмысленных, но громоздких слов ломаются и искажаются детские мечты, уродуются целые миры , приземляются души. А сколько на себя берут детские психологи? Да и вообще - любые психологи. О! Что Вы? Они ведь всё знают! Вооружившись дипломами и задумчивым выражением лица, они ,со всей присущей им многозначительной загадочностью, "разруливают" любые детские проблемы. Я ничего не имею против психологов, но горе тем из них, кто считает, что он хорош в своей профессии. Акулы психологии из века в век вторят словам Сократа:"Scio те nihil scire" (Я знаю только то, что ничего не знаю) и прикасаются к познанию человека с трепетом и внимательным изучением, которое не может иметь конца. Иные, те что помельче, силятся классифицировать неклассифицируемое - человеческую природу. Но всё-таки осознают всю ничтожность классификации в сравнении с тайнами человеческого сознания и разума. И только самый планктон считает, что способен уместить вселенную в спичечном коробке и дерзает в речах своих громогласно провозглашать :" я знаю. Я психолог". А ведь самая беда в том, что в кабинетах школьных психологов чаще всего можно встретить именно планктон. До сих пор с недовольным оскалом я вспоминаю эти кипы тестов, которые проверяли на нас, школьниках, эти горе-психологи. Действительно конвейер... А ведь в их распоряжении были часы и годы, которые можно было потратить на настоящее путешествие в глубины становления сотен абсолютно разных людей. Нет же... Тесты составляли. Каждый ребёнок не просто уверен в своей уникальности, он , в отличие от многих взрослых, знает что уникален. Потом проходят годы в детских садах, школах, в кабинетах психологов и в итоге нас заставляют считать, что мысли о нашей уникальности это заносчивость и рудиментарный инфантилизм. Нас легко расписывают по тестам и психотипам. В начале - мы, оказывается, слишком маленькие, чтобы что-то понять, потом "вот дорастёшь до моих лет...", потом нам говорят, что мы уже слишком старые, чтобы мыслить разумно.Наши биографии в итоге превращаются в черточку между датами рождения и смерти на холодном надгробном камне. А ведь это всё социальная иллюзия... Сохранить знание о том, что каждый из нас уникален и непостижим, каждый из нас - учитель друг другу и каждый из нас волен делать свой выбор - вот задача для родителей и психологов. А в сути - задача каждого из нас.
А.Вебер