- Вы когда-нибудь могли представить жигули с завода на не старом добром четырёхцилиндровом восьмиклопе? Если нет , то сегодня вы будете удивлены.
- РПД ВАЗ
- Для того , чтобы понимать о чём идёт речь, нужно понять - что такое роторный двигатель. Желательно , прочитать статью , в которой я подробно рассказал о нём - https://zen.yandex.ru/media/id/5fb62f9113f2c853d2ec4489/dvigatel-kotoryi-rabotaet-bez-porshnei-princip-raboty-rotornogo-dvigatelia-5fbd08594b9b1b331d44b6f7
Вы когда-нибудь могли представить жигули с завода на не старом добром четырёхцилиндровом восьмиклопе? Если нет , то сегодня вы будете удивлены.
РПД ВАЗ
Для того , чтобы понимать о чём идёт речь, нужно понять - что такое роторный двигатель. Желательно , прочитать статью , в которой я подробно рассказал о нём - https://zen.yandex.ru/media/id/5fb62f9113f2c853d2ec4489/dvigatel-kotoryi-rabotaet-bez-porshnei-princip-raboty-rotornogo-dvigatelia-5fbd08594b9b1b331d44b6f7
Ну а если вкратце , то это двигатель : вместо поршней у которого- ротора , вместо ГБЦ - статор , а вместо коленчатого вала- эксцентриковый вал
Вот принцип его работы:
В 1974 году на Волжском автомобильном заводе было организовано конструкторское бюро роторно-поршневых двигателей, тогда эта тема считалось перспективной. Разработка вазовского РПД шла параллельно с изучением зарубежных образцов. Вскоре был разработан односекционный двигатель ВАЗ-311 мощностью 70 л.с. во многом копировавший двигатель mazda 13b. Затем этот двигатель установили на ВАЗ 21018 и первая опытно-промышленная партия машин (50 единиц) вышла в серию. В итоге на завод посыпалось большое количество жалоб. Двигатели очень быстро выходили из строя. Из 50 выпущенных только 1 не был сломан .По итогу заводу пришлось заменить РПД двигатели на 49 машинах из этой партии обычными поршневыми. В итоге организационных мероприятий численность сотрудников занимавшихся роторами , и бюджет урезали вдвое, а строительство новых цехов было приостановлено. В такое трудное время для конструкторского бюро нужна была какая-то спасительная возможность для продолжения разработок. Спецслужбы были заинтересованы в нетребовательных к качеству топлива двигателях мощностью от 120 л.с. пригодных для установки в серийные авто. Такие автомобили нужны были в качестве «догонялок» т.к. в СССР отсутствовали быстрые зарубежные автомобили, а серийные советские автомобили такими мощными двигателями попросту не обладали. Также в этом были сильно заинтересованы советские автогонщики , которым уже наскучили маломощные поршневые вазовские двигатели.
И было найдено решение в виде двухсекционным роторно-поршневого двигателя ВАЗ-411 мощностью в 120 л.с устанавливаемого на ВАЗ 21019 , а позже и ВА3 413 мощностью в целых 140 лошадей . НА СКБ постоянно модернизировали и совершенствовали технологический процесс. ВАЗ 413 даже начали устанавливать для спецслужб в ГАЗ-21, -24 и -3102 .
Ресурс РПД
С мощностью же по сравнению с обычным поршневым восьмиклопом всё понятно , РПД был мощнее , и машина вела себе гораздо бодрее.
Но что касаемо ресурса , то теоретически РПД в силу меньшего количества деталей должен служить дольше обычного поршневого, но вот здесь данные разнятся.
По отзывам владельцев эти двигатели редко доживали до 60 тысяч км. А до заявленного производителем первого капремонта в 125 тысяч дожили лишь единицы. В основном эти моторы любят ловить клин. Скорее всего из-за того ,что любители погонять их просто перекручивали
Пожалуй лишь ВАЗ-415 обладал более менее вменяемой надёжностью. Он унаследовал от 413-го двухсекционника его надежность ,именно на нем была отработана специальная система смазки «угловых» уплотнений ротора, позволяющая обеспечить его надежную и длительную работу. ВАЗ 415 даже устанавливали в Волги , и ,на удивление, эти Волги с таким мотором ходили целых 300 тысяч километров, а от 414-го — компоновочные решения, позволяющие сделать его универсальным по применяемости для любых вазовских моделей, начиная от классики и заканчивая Нивой.