Найти тему
#puppetmo

Кукольная анимация. Вадим Курчевский

В 1957 году молодой аниматор, ученик Александра Дейнеки, пришел работать в кукольное объединение «Союзмультфильма» и вскоре стал одним из ведущих советских режиссеров-мультипликаторов. Этим молодым аниматором был Вадим Курчевский. А когда-то его не взяли во ВГИК на отделение художников мультипликационного фильма, и он пошел учиться на факультет скульптуры Московского института декоративно-прикладного искусства.

Оказавшись на «Союзмультфильме» он начал с работы художником-постановщиком кукольных фильмов, а в 1961 совместно с Иосифом Боярским поставил в качестве режиссера мультфильм «Про козла» по пьесе Самуила Маршака. Через несколько лет Курчевский стал работать вместе с режиссером Николаем Серебряковым, постепенно уходя от детских сюжетов к более серьезным темам. Его первой самостоятельной работой стал мультфильм «Мой зеленый крокодил» - трогательная сказка о любви и расставании непохожего на своих сородичей крокодила-поэта и прекрасной коровы.

Уже здесь наметилась его будущая техника - создание мультфильма в первую очередь, как цельного живописного произведения. Сам Курчевский использовал выражение «атмосфера живописной среды». В его творчестве заметно влияние разных художников и очень интересно угадывать эти отсылки. Например, в работе над мультфильмом «Мастер из Кламси» о столяре Кола Брюньоне по повести Ромена Роллана, он вдохновлялся художниками Северного Возрождения и фламандской школы, а в особенности работами Питера Брейгеля. Некоторые его картины он даже вмонтировал в мультфильм, подобно хронике. Прообразом же самого Брюньона стал автопортрет Поля Сезанна. В «Мастере из Кламси» Курчевский соединил пространство и куклу, создавая ожившую живопись.

«Найти общий язык помог Питер Брейгель – мы позаимствовали мир его образов. Независимо от того, как называется брейгелевская картина <…> в каждой из них подлинность большого искусства, убедительность образов, достоверность изображаемого и, самое главное, брюньоновский дух, сплав радости и трагедийного бытия».
- Вадим Курчевский

Работа над этим фильмом началась еще за пять лет до производства, драматург Алексей Симуков долго писал сценарий и считал, что повесть Роллана невозможно адаптировать для анимации. По мнению Курчевского сложности возникали из-за различия двух языков - слова и визуального образа. Основное внимание режиссер сосредоточил на образе Брюньона, вернувшись к теме вдохновения и творческого начала в человеке. На эту же тему он размышлял и в детских мультфильмах, например, в сказках о маленьком морозике «Франтишек» и об оркестре молодой учительницы Варвары Андреевны в «Немухинских музыкантах» и, конечно, в фильме о детстве Моцарта «Тайна запечного сверчка».

Однако Вадим Курчевский занимался не только анимацией. Много лет он вел телепередачу «Выставка Буратино» вместе с актрисой театра кукол Евой Синельниковой. Она была голосом куклы Буратино, а Курчевского в передаче звали Художник. Маленькие зрители присылали свои рисунки на заранее заданную тематику, а ведущие обсуждали их и давали советы о том, как лучше выстроить композицию, как и какими красками пользоваться. Иногда ребят приглашали в студию со своими работами. Курчевскому приходило огромное количество детских писем, на которые он отвечал. И у передачи, и у мультфильмов Курчевского было много зрителей и всем им он запомнился как настоящий Художник.

#мультипликация #кукольная мультипликация #вадим курчевский #история #анимация