Найти тему
Раиля Иксанова

Насилие - суть войны

Насилие — суть войны

Рассказ

Всякий, стоящий у государственной власти, обязан

избегать войны точно так же, как капитан корабля

избегает кораблекрушения

( Мопассан Ги де).

Когда в 1979 году началась война в Афганистане, я как раз окончила 10 классов. Для нашего поколения, которое не переживало войн, на своей шкуре не испытало её тягот, казалось нам это событие каким- то далёким и не таким страшным явлением. И вот когда встал вопрос написать об этом событии, пришлось обратиться к интернету и перелопатить кучу материала.

Когда училась в райцентре, в десятом классе, нас слили в один класс из разных восьмилетних школ. С нами учился мальчик по имени Ганс. Его мама была выходцем из нашей деревни, выйдя замуж, переехала жить к мужу в другое село. Но в тот момент он воспитывался только мамой. Отец то ли погиб, то ли родители были в разводе. У него была младшая сестрёнка. Хотя прошло сорок лет с окончания средней школы, и после выпускного вечера ни разу не довелось видеть Ганса, я вспоминаю и вижу его таким, каким он был в школьные годы. Это был мальчишка небольшого роста, щупленький, но очень живой, слишком подвижный. У него были карие глаза, правильной формы нос, широкие брови, чуть полноватые губы. У меня хорошая зрительная память, и он стоит перед моими глазами в коричневом школьном костюме, в мелкую клетку. Я также всех своих учителей вижу и помню, в какую одежду они были одеты, вплоть до обуви у некоторых.

Характер у Ганса был весёлый, он был озорной мальчишка. Он жил в селе, где наибольшее количество населения состояло из русских. Этим я хочу сказать, что он разговаривал со всеми в основном на русском языке. А мы лопотали на своём родном башкирском языке. Я уже не помню от кого слышала, но, однако, узнала о нём сразу, что призывался в армию, и отправили его в Афганистан. Рассказывали, что недолго прослужил, вскоре его привезли в цинковом гробу.

Когда задумываюсь об этих войнах, будь это Афганская, или Чеченская, мне всегда жалко этих молодых безусых парней, которые такими молодыми ушли из жизни, не успев даже пожить для себя. Умом, конечно, понимаю, что они выполняли долг перед своей Родиной. Но обидно то, что такой ценой!

Меня всегда возмущало и коробило, что в армии существует «дедовщина», и там нет войны, а сколько молодых парней погибало в мирное время. Я никогда не смогу понять, почему и отчего исходит такая жестокость от армейцев. Они все оторваны от дома, от своих близких и родных, вместо того, чтобы поддержать, неужели это так необходимо издеваться друг над другом. Многие парни, отслужившие в армии, не любят вспоминать эти неприглядные истории, когда совершали над ними насилие свои же сослуживцы. Откуда берётся у них жестокость? Неужели этому учили их дома и в школе? Я соглашусь, что новобранцев необходимо приучать к порядку, но не таким же образом. Они ведь не дикари, они должны понимать человеческого языка. Такие методы воспитания трудно понять.

И почему я вдруг начала своё повествование о моём однокласснике? Нет, я не была влюблена в него, да и вообще в то время далека была от любовных привязанностей. Я была девушкой строгих правил и думала только об учёбе.

Просто мне по-человечески жалко этого паренька, который ни за что пропал, сгинул на чужбине. И мы не можем знать, какую смерть он принял в таком молодом возрасте? Почему именно ему выпала такая доля? Он был единственным из нашего класса, кто попал в Афганистан и рано ушёл из жизни. Какие были последние его мысли? О чём он сожалел? И вряд ли он познал любовь, скорее всего даже не стал мужчиной. А ведь он родился для счастья, должен был выучиться, получить образование, жениться, родить сына и посадить дерево. Но Богу угодно было поступить иначе, по своему усмотрению. Я понимаю, война не бывает без жертв. Но неужели нельзя обойтись без всяких конфликтов и жить в мире и согласии? Войны развязывают те, кто хочет на этом заработать огромный куш, действуя во вред всему человечеству.

Думаю, всем известно, что Афганская война — военный конфликт на территории Демократической Республики Афганистан. (ДРА). В этом конфликте принимал ограниченный контингент советских войск. Конфликт проходил между правительственными войсками Афганистана и вооружёнными формированиями афганских моджахедов, которые поддерживались НАТО, и в первую очередь США, которые активно вооружали врагов афганского режима. Война длилась с 1979 по 1989 год. Но началом всего конфликта надо считать 1973 год, когда в Афганистане был свергнут король Захир шах. Власть перешла к режиму Мухаммеда Дауда, а в 1978 году произошла Саурская (Апрельская) революция, и новой властью стала Народно — демократическая партия Афганистана (НДПА), провозгласившая Демократическую Республику Афганистан.

Афганистан начал строить социализм, но всё строительство шло в крайне нестабильной внутренней обстановке. Руководителем НДПА являлся Нур Мохаммад Тараки. Его реформы были крайне непопулярными в стране, где традиционно большинство составляли сельские жители. Всякое инакомыслие жестоко подавлялось. За время своего правления он арестовал тысячи людей, часть которых были казнены. Главным оппонентом социалистического правительства стали радикальные исламисты, объявившие священную войну (джихад). Были организованы отряды моджахедов, которые в дальнейшем стали главной противоборствующей силой — с ней и сражалась Советская Армия. Большинство населения Афганистана было неграмотным, и для исламистских агитаторов было несложно настраивать население против новой власти.

Термин (понятие) «Афганская война» в восприятии советского и постсоветского общества представляет собой период присутствия советских войск в Демократической Республике Афганистан и участия в боевых действиях против формирований вооружённой оппозиции с 1979 по 1989 год.

В марте 1979 года во время мятежа в городе Герат последовала первая просьба афганского руководства о прямом советском военном вмешательстве (всего таких просьб было около 20). Но комиссия ЦК КПСС по Афганистану доложила Политбюро ЦК КПСС об очевидности негативных последствий прямого советского вмешательства, и просьба была отклонена. Брежнев сказал: «Мне думается, что нам сейчас не пристало втягиваться в эту войну. Надо объяснить афганским товарищам, что мы можем помочь им всем, что необходимо. Участие наших войск в Афганистане может нанести вред не только нам, но и прежде всего им».

Однако гератский мятеж заставил провести усиление советских войск у советско — афганской границы, и по приказу министра обороны Д.Ф.Устинова началась подготовка к возможному десантированию в Афганистан посадочным способом 103 – й гвардейской воздушно- десантной дивизии.

Американский политолог, социолог и государственный деятель польского происхождения, Збигнев Бжезинский писал в воспоминаниях: «Мы не толкали русских вмешиваться, но мы намеренно увеличили вероятность, что они это сделают».

Согласно официальной версии истории, помощь ЦРУ моджахедам началась в течение 1980 года, то есть после того, как советская армия вторглась в Афганистан 24 декабря 1979года. На самом деле президент Картер подписал первую директиву о тайной помощи противникам просоветского режима в Кабуле 3 июля 1979 года. На территории Пакистана в лагерях афганских беженцев были развёрнуты центры специальной подготовки вооружённых группировок. Главным образом программа основывалась на использование пакистанской разведки в качестве посредника для распределения финансирования, снабжения оружием и обучения афганских сил сопротивления.

Конечно, немало книг написано об Афганской войне, но животрепещущая тема волнует до сих пор человечество. Всем должна быть известна книга Юрия Сальникова « 600 дней в Кандагаре», которая является исключительно важным вкладом в постижение правды о советском присутствии в Афганистане. Во многих изданиях пишется, что Кандагар — это было самое опасное место для прохождения службы любым советским человеком.

Тема афганского плена очень болезненна для многих граждан нашей страны и других государств. Только по официальным данным в плен к афганским моджахедам в 1979 — 1989 г.г. попали 330 советских военнослужащих. Но эти цифры приблизительны. Ведь по официальным данным пропали без вести в Афганистане 417 советских военнослужащих. Плен для них был адом. Практически все советские солдаты и офицеры, побывавшие в афганском плену, рассказывали о чудовищных издевательствах, которым подвергали их душманы.

Многие погибали страшной смертью, кто- то не выдерживал пыток и переходил на сторону моджахедов, перед этим переходя в другую веру.

«Красный тюльпан» — так называлась самая изуверская и знаменитая казнь, применявшаяся афганскими моджахедами по отношению к «шурави». Сначала пленника вводили в состояние наркотического опьянения, а затем подрезали кожу вокруг всего тела, и заворачивалась вверх. Когда прекращалось действие наркотика, несчастный испытывал сильнейший болевой шок, в результате чего сходил с ума и медленно умирал.

В селении Бадабер, что на территории Пакистана, в 10 километрах к югу от города Пешавар, был оборудован лагерь афганских беженцев. Здесь, как и в других лагерях, военнопленных подвергали жестоким издевательствам.

Восстание в Бадабере — это уникальный пример мужества советских воинов.

Однако несправедливо то, что пленные, которые погибли при попытке к бегству или были зверски замучены охранниками, приняв геройскую смерть за верность присяге и Родине, остались без должной памяти со стороны родного государства.

У меня нет старших родных братьев, поэтому никто не служил в то время в армии, когда шла афганская война. Младший брат с 1967 года, младше меня на пять лет и проходил службу в Монголии, в мирное время.

Однако эта тема стала близка еще и потому, (смерть одноклассника Ганса), что познакомилась на сайте Изба — Читальня с одним поэтом, который служил в то время в Афганистане. На этом сайте он печатается под псевдонимом, настоящее имя, конечно, мне известно. Но это не самое главное. А главное то, что его судьба сложилась после войны не совсем удачно. Думаю, дорогие читатели догадываются, в чем кроется причина, наверняка, их тоже коснулась эта война, точнее братьев или сыновей.

Участники любой войны не любят вспоминать и рассказывать о том, что им пришлось пережить там. Мне удалось чуть — чуть выудить у Ивана информации из его биографии.

Иван родился и вырос в Республике Коми, городе - столице Сыктывкаре. Многие думают, что это где- то рядом с Якутией и Чукоткой, но на самом деле республика расположена в европейской части России, на северо - востоке. Сыктывкарцы живут по московскому времени. Самолет из Москвы летит 1, 5 часа. Поезд идет сутки. Вот там и прошло детство, юность, зрелые годы Ивана Хабарова. Он был единственным ребенком в семье. Родился 2 апреля в 1961 году. Отец мальчика - Юрий Михайлович работал замдиректора базы «Стройматериалы», а мама была по профессии инженером. Иван рос послушным, добрым мальчиком. Учился он на «хорошо» и «отлично». Ваня был общительный, веселый парень, поэтому во всем был лидером и заводилой среди товарищей и одноклассников. При школе был создан ВИА

( вокально - инструментальный ансамбль) с названием «Андромеда».

А предложил такое название для ансамбля Иван. Как- то он прочитал греческие мифы. Особенно ему понравился миф об Андромеде. «Она, по греческому сказанию, была дочерью царя Кефея и Кассиопеи. Когда последняя однажды похвасталась, что она превосходит красотою нереид, разгневанные богини обратились к Посейдону с мольбою о мщении, и он послал морское чудовище, которое грозило гибелью подданным Кефея. Оракул Аммона объявил, что гнев божества укротится только тогда, когда Кефей принесёт Андромеду в жертву чудовищу. Жители страны принудили царя решиться на эту жертву. Прикованная к утёсу Андромеда была предоставлена на произвол чудовища. В этом положении увидел её Персей и, поражённый её красотою, вызвался убить чудовище, если она согласится выйти за него замуж».

Здесь кроется ещё одна история. Дело в том, что в ансамбле подобрались парни из разных параллельных классов, и среди девчонок была одна, которая блистала своей красотой и затмевала всех подруг своих. Кто только не старался ухаживать за Оксаной. Она и сама уже устала от настырного внимания мальчишек. Однажды парни поспорили, кому отдаст предпочтение красивая девушка. Надобно сказать, что Иван был очень даже не дурён собой, да и роста высокого Бог не лишил. А если начинал петь, то все окружающие заслушивались. Но самое главное заключается в том, что Ваня с 7 класса сочинял стихи. А когда стал постарше, даже песни умудрялся писать.

Дело закончилось тем, что в 17 лет после окончания 10 класса Иван женился на своей красавице. Оксана теперь стала гражданка Хабарова.

Когда Иван достиг совершеннолетия, его призвали в армию. А беременная жена осталась с его родителями жить.

Первенец Борис родился 2 мая в 1979 году. А второй сын родился уже через пять лет в 1984 году.

В 1980 году началась Афганская война. Ивану едва исполнилось 19 лет. После переподготовки попал сразу в Кандагар. Ехали молодые парни на бронетранспортере — БТР. Экипаж состоял из трех человек. И еще семь человек снаружи. Вдруг водитель заметил лежащего русского солдата. Ивана попросили проверить, жив или мертв вояка. Ваня спрыгнул с БТР и пополз к нему. Солдат был убит. И в этот момент взрыв. Фугаска попала прямо в БТР. Все погибли. Иван остался жив, но был тяжело ранен в ногу. На его счастье подоспел следующий БТР. И они его забрали. Дальше госпиталь. Две операции (осколок), нога осталась целой. После встал в строй, воевал, мстил за убитых товарищей.

Командиром на Афганской войне был друг и товарищ по имени Алексей. Он был разведчиком и многим спас жизнь. Были моменты, когда судьба каждого висела на волоске. Алексей, как и Иван с 1961 года, родился 7 апреля в Петрозаводске. Это Карелия. Его родители проживали в Калужской области в городе Людиново. После их смерти, Алексей перебрался на местожительство туда. Он не пил и не курил. Погиб этим летом. Сердечный приступ. У него было осколочное ранение в груди. Перемена погоды доставляла много страданий Алексею. Но он отважно держался, не жаловался. А в тот день особенно тяжело пришлось ему. И сердце не выдержало болевой нагрузки. Алексея не стало.

Когда молодые солдаты отправлялись воевать в Афганистан, они не имели чёткого представления о характере предстоящей службы. Желание подвигов, боёв, желание показать себя « настоящим мужчиной» - это было. И пошло бы это очень на пользу, окажись рядом с молодыми ребятами кто- нибудь постарше. Но солдатам и командирам роты и батальонов было от 21 года до 33 лет.

Возвратившись с Афганской войны в СССР, в абсолютно иной мир, с обострённым чувством справедливости и готовностью прийти на помощь нуждающимся, молодые ветераны, в лучшем случае, обществом не воспринимались. Принять правила жизни неуживчивый ветеран с посттравматическим синдромом был не готов и потому нередко бросал вызов обществу.

Большинство молодых людей спивались или погибали от наркотической зависимости.

Ивана дома ждали молодая красивая жена и сынишка. Почти половина процентов участников войны в Афганистане нуждались в помощи профессиональных психологов.

Иван Хабаров после возвращения домой также ударился в пьянство. Правда, Господь уберег его от наркотической зависимости. Когда напивался, молодому супругу необходимо было выплеснуть на кого- то свою злость и обиду. Но на жену никогда не поднимал руку. Если чувствовал, что не может контролировать себя, он уходил из дома и набрасывался на первого попавшегося мужчину на улице. Иногда ему попадало (возвращался домой в синяках) или от него попадало другим, ни в чем не повинным людям.

От пьянства его не остановило даже рождение второго сына Ивана (назвали в честь него) в 1984 году.

Жене Людмиле надоело терпеть выкрутасы «буйного» мужа, и она решилась пойти на развод.

Иван, оставив квартиру жене и мальчишкам, решился уехать, куда глаза глядят. А если быть точным, в Московскую область, куда хватило денег добраться.

Алименты выплатил исправно на обоих детей. Людмила вскоре устроила свою личную жизнь, выйдя замуж за другого мужчину.

В одно «прекрасное» утро, просыпаясь с сильного похмельного синдрома, Иван дал себе слово больше не брать в рот ни капли спиртного. Его многие товарищи оказались на кладбище после употребления наркотиков. Дав себе слово, Иван больше тридцати лет не пьет и не курит сейчас.

В свое время он окончил горно — нефтяной техникум. За эти годы кем только не пришлось ему работать.

Хорошо знал сварочное дело (работал сварщиком), несколько лет мастером по погрузке, инженером (снабжение), коммерческим директором. Некоторое время занимал должность генерального директора (своя фирма). В последнее время работал охранником, был старшим смены.

Если бы не участие и ранение в Афганской войне и было бы здоровье, жизнь Ивана Хабарова сложилась бы совершенно иначе. По состоянию здоровья не может работать(2 операции на ступнях ног), которые дают о себе знать не только в ненастную погоду, а уже и в хорошую. Как афганец получает пять тысяч от государства, и более ничего. А благодаря повышению пенсионного возраста, сомнительно дожить до пенсии. Вот такая судьба у многих афганцев. А правительство, которое посылало их воевать, теперь отнекиваются, утверждая, что их никто не отправлял в это пекло.

Единственной отдушиной для Ивана является занятие творчеством. И самое главное, он живёт с восьмидесятиоднолетней матерью, которая, слава Богу, может заниматься домашним хозяйством и варить обеды. Печатаясь на сайте Изба — Читальня, он нашел здесь очень много друзей— единомышленников, с которыми ведет общение, хотя и виртуальное.

Иван знает, конечно, что тема Афганской войны отражена и в литературе и в кинематографии ( особо известные фильмы» Опаленные Кандагаром», « 9 рота» и др.) Но что- либо читать или смотреть на эту тему психологически не может, тем более в фильмах не покажут и не расскажут всей правды, которая известна ему, как очевидцу.

Хочется завершить свой рассказ песней, которую сочинил Иван Хабаров.

Тем мальчишкам по двадцать всего,

А кому-то еще восемнадцать.

Даже бритвы не знало лицо.

Рано все перестали смеяться.

Им казалось: судьба налицо.

Впереди все, еще молодые.

Только, где у гранаты кольцо,

Знали, словно служаки седые.

ПРИПЕВ:

Сапоги, сапоги, сапоги уносили.

За скалой, за скалой, за скалою терялся их след.

И они никогда ни о чем никого не просили,

Наперед уже знали---обратной дороги им нет.

Уходили с утра они в бой,

Шли пешком, растворяясь в закатах.

Мысли все у казармы родной

Оставляли с друзьями ребята.

Лица смотрят с могилы теперь

Похоронных неброских плакатов.

Не узнать: человек или зверь?

Жизнь с войною придумал проклятой.

ПРИПЕВ:

Сапоги, сапоги, сапоги уносили

За скалой, за скалой, за скалою терялся их след

И они никогда ни о чем никого не просили.

Наперед уже знали---обратной дороги им нет.

Мне мама крестик подарила.Сам Иван считает, что его спас мамин крестик, поэтому он выжил в этой проклятой войне.

Чтоб охранял от бед, несчастий.

И у иконы говорила

Его защиты нет, подвластной.

Мне мама крестик подарила.

Сказала: «Сбережет в АФГАНЕ.»

Шепча иконе, все просила.

Я очень благодарен маме.

В бою защитой стал мне крестик.

Свистели пули и снаряды.

Он на груди всегда на месте.

Дороже всех он мне награды.

Мне мама крестик подарила!!!

Фото из личного архива автора. Мужской монастырь.