37 подписчиков

Микеланджело о Микеланджело: «Я почитаю только его в искусстве картин»

398 прочитали

Влияние Микеланджело на творчество Караваджо

В мире ценителей искусства есть такой небольшой тест – кто написал «Завтрак на траве» и какие картины написал Микеланджело? А вы можете ответить на эти вопросы?

Действительно, в мировой истории отметились два Микеланджело – Микеланджело Буонарроти и Микеланджело Меризи да Караваджо. Первый — знаменитый скульптор, художник, архитектор, поэт, философ, титан Возрождения, заложивший основы маньеризма. Великий флорентиец. Второй — уроженец Ломбардии, также создал новое направление в живописи – реалистичность и особое выстраивание света - кьяроскуро. Оба гениальные мастера, оставившие огромный след в искусстве. Но между ними общее не только имя. Несмотря на то, что они разделены во времени (первый умер в Риме в 1564 году, второй родился в Милане в 1571 году), между ними словно пробежала нить времени, соединяющая их, - так много похожих событий, фактов в их биографиях, общего в характере, поведении.

Действительно, в мировой истории отметились два Микеланджело – Микеланджело Буонарроти и Микеланджело Меризи да Караваджо. Первый — знаменитый скульптор, художник, архитектор, поэт, философ, титан Возрождения, заложивший основы маньеризма. Великий флорентиец. Второй — уроженец Ломбардии, также создал новое направление в живописи – реалистичность и особое выстраивание света - кьяроскуро. Оба гениальные мастера, оставившие огромный след в искусстве. Но между ними общее не только имя. Несмотря на то, что они разделены во времени (первый умер в Риме в 1564 году, второй родился в Милане в 1571 году), между ними словно пробежала нить времени, соединяющая их, - так много похожих событий, фактов в их биографиях, общего в характере, поведении.

Оба не обращали внимания на свой внешний вид, могли ходить как оборванцы. Некто Борромео, описал Караваджо как «человека неотёсанного, с грубыми манерами, вечно облачённого в рубище и обитающего где придётся». Характеристика внешнего вида Буанаротти аналогичная - не менял одежду неделями, сапоги, по рассказам современников, носил так долго, что они присыхали к ногам, и их приходилось сдирать вместе с кожей. Это страшенный человек, лучше иметь дело с дьяволом», - писал о Буанаротти Лев X, папа Римский.

Обоих обвиняли в убийстве, порче чужого имущества. Оба не чуждались использовать для своих работ трупы… Оба считали только себя гениями (правда Караваджо к ним еще и Буанаротти причислял). Но ведь правы оба – они действительно гении! Но и конечно, тот факт, что творчество Караваджо испытало влияние Буанаротти, неоспорим.

Особенно сильно это влияние проявляется в работе Караваджо «Призвание апостола Матфея». 1598 г.

Караваджо изобразил жанровую сцену с участием мытаря Левия, старика и трёх охранников, продемонстрировав своё искусство в применении кьяроскуро. Художник выстроил эмоционально сильную драматургию великого события — вторжения света Истины в самые низы жизни. «Погребной свет», проникающий в тёмное помещение вслед за вошедшими туда Христом и св. Петром, высвечивает фигуры собравшихся вокруг стола людей и одновременно подчеркивает чудесный характер явления Христа и св. Петра, его реальность и одновременно ирреальность, выхватывая из темноты лишь часть профиля Иисуса, тонкую кисть его протянутой руки, жёлтый плащ св. Петра, в то время как фигуры их смутно проступают из тени. Христос призывает Левия жестом, похожим на жест Саваофа на «Сотворении Адама» Микеланджело.

Фрагмент фрески «Сотворение Адама». Микеланджело Буанаротти, 1511 г.  Сикстинская капелла. Ватикан.
Фрагмент фрески «Сотворение Адама». Микеланджело Буанаротти, 1511 г. Сикстинская капелла. Ватикан.

Рентгенограмма показала, что художник много раз переделывал картину, первоначально Христос находился в центре.

Затем было создано «Мученичество апостола Матфея» (1600). С помощью кьяроскуро художник концентрирует взгляд зрителя на фигуре убийцы и распростёртом на полу апостоле. На заднем плане среди свидетелей Караваджо изобразил себя (Этот прием часто использовал и Микеланджело, например, в фреске «Страшный суд»).

«Мученичество апостола Матфея» (1600)
«Мученичество апостола Матфея» (1600)

На картине «Давид с головой Голиафа» (1607-1610) в образе Голиафа художник изобразил себя, что опять отсылает нас к Микеланджело. Такую символичную картину он возил с собой в изгнании и постоянно подправлял.

Давид с головой Голиафа. ок. 1610. Галерея Боргезе, Рим
Давид с головой Голиафа. ок. 1610. Галерея Боргезе, Рим

Оба художника не брезговали использовать трупы в качестве "моделей".

Так при создании картины «Воскрешение Лазаря», Караваджо в мастерскую приказал принести только что вырытое из могилы тело недавно убитого человека. Двое нанятых натурщиков отказывались держать в руках уже начавшийся разлагаться труп. Караваджо выхватил кинжал и силой принудил их подчиниться воле художника. Схожая история приписывается и Микеланджело Буонарроти.

Картина «Воскрешение Лазаря», Караваджо, 1609 год
Картина «Воскрешение Лазаря», Караваджо, 1609 год

Но чем точно отличался Караваджо, так это смелостью, реалистичностью своих образов. В отличии от Караваджо, в скульптуре Пьята Буанаротти Мадонна выглядит значительно моложе своего сына. Христу за тридцать, а держащей его на руках матери - не больше двадцати. У Караваджо в подобном библейском сюжете в картине «Положение во гроб» Мадонна в приклонном возрасте, какой она и должна была быть в силу разницы в возрасте с сынос в 33 года. Несмотря на то, что церковь отвергла картину, ее основу будут копировать многие художники от Рубенса до Сезанна. В образе фарисея Никодима изображён, как полагают некоторые исследователи, Микеланджело Буанаротти.

Караваджо. Положение во гроб. 1602-1604 гг. Пинакотека Ватикана
Караваджо. Положение во гроб. 1602-1604 гг. Пинакотека Ватикана

Два гения не встречались в жизни, не могли. Но их творческие судьбы загадочным образом пересекались, создавая шедевры.