Найти тему
Science And Technology

Ученые выяснили, что поток цифровой информации разрушает человеческую память

Мы живем в условиях многозадачности. Современная жизнь диктует, что нужно делать две, три или четыре вещи одновременно — иначе ничего не успеешь. Это касается, в том числе, того, как мы потребляем информацию в медиа. Смотреть видео на YouTube на скорости 1.5, параллельно листая ленту в Инстаграме и читая входящие сообщения — этим сегодня никого не удивишь.

Но иногда вред превышает пользу, и ученым из Стэнфордского университета удалось это доказать. В ходе эксперимента они установили, что ежедневный хаотичный поток цифровой информации разрушает память. Рассказываем, какой ценой нам обходятся сэкономленные минуты.

Как проходило исследование?

В эксперименте приняли участие 80 молодых людей в возрасте от 18 до 26 лет. Им показывали объекты на экране (животных, предметы одежды, посуду и т.д.) и просили оценить, были ли они «приятными или неприятными», а также «большими или маленькими». Все это время участники исследования были подключены к электроэнцефалографу — прибору, который измерял активность их мозга и отслеживал реакцию глаз. Ученые внимательно наблюдали за показателями и фиксировали любые провалы во внимании.

После 10-минутного перерыва иллюстрации снова вывели на экран. Испытуемых спросили, добавились ли новые объекты в выборку, и если да, то какие. Все ответы были записаны, а затем сопоставлены с анкетой, которую их предварительно попросили заполнить. В анкете были вопросы про то, как участники эксперимента потребляют информацию в медиа — склонны ли они к многозадачности или обычно концентрируются на чем-нибудь одном.

-2

Что выяснили ученые?

Испытуемые, которые привыкли одновременно потреблять информацию из разных источников, хуже справились с заданием. Они не смогли вспомнить, какие изображения были новыми, а какие — старыми.

При этом ученым удалось установить, что к провалам в эпизодической памяти привела ослабленная концентрация внимания на самом первом этапе — когда участники просто смотрели на изображения. Внимание критически важно для обучения и запоминания: вещи, которые происходят еще до того, как вы начинаете вспоминать, влияют на то, сможете ли вы в нужный момент активировать память. Из-за одновременного просмотра видео и соцсетей концентрация внимания у некоторых испытуемых сильно пострадала, и они не смогли сосредоточиться на задании.

Предыдущие исследования также показали связь между плохой эпизодической памятью и многозадачностью в медиа. Человеческий мозг не справляется с нагрузкой и забывает образы и события, с которыми он сталкивался всего несколько минут назад.