Сотрудниками музея-заповедника "Куликово поле" проводятся этнографические экспедиции с целью воссоздания полной картины традиционной народной культуры и крестьянского быта населения региона в XIX–ХХ веках.
Почти вся одежда населения региона Куликова поля до самой войны была домотканой. Как правило, женщины сами обшивали всю семью.
Все одеяние было из своих рук — что наткешь, сошьешь,— рассказывает Петр Алексеевич Макаров (1935 г. р., Тульская область, Епифанский р-н, с. Березовка).
Вещи своего изготовления назывались свойскими.
Практически вся одежда, полотенца, скатерти и т. п. украшались вышивкой. В основе вышивки лежали старинные обряды и обычаи русского крестьянства. В конце XIX — начале ХХ в. явно прослеживается разделение вышивки на городскую и крестьянскую (народную). Городская вышивка испытывала на себе влияние западной моды и не имела прочных традиций, тогда как народная долго сохраняла архаичные черты. Рубаху без вышивки не носили, она была как бы недоделанной. Лишь в «колхозное время» обережная сущность вышивки на одежде начинает утрачиваться. Мотивы вышитых работ были достаточно разнообразными. Несмотря на то что значение многих сюжетов было забыто, они продолжали воспроизводиться традиционно по более ранним образцам.
Традиционными цветами вышивки считались красный и черный. Гораздо позже узоры становятся полихромными. Типичными для наших мест являются «репеюшки» (уголками), цветы, куры, петухи, голуби, «подсвешники». Со временем отдельные фигуры видоизменялись, усложнялись, сочетались с другими формами, создавая узоры-рисунки. В первой половине ХХ в. практически неразличимы орнаменты и характер вышивок региона Куликова поля, других районов Тульской области и сопредельных областей.
Расположение узора и приёмы вышивки были органически связаны с формой одежды. Вышивка на рубахах располагалась на местах соприкосновения тела человека с внешним миром (то есть по вороту, рукавам, подолу) и выполняла роль оберега. В вышивке полотенец нашли свое отражение космологические представления людей, идеи, связанные с культом плодородия и культом предков. В первую очередь это касается орнамента народного шитья, в котором вплоть до 2-й четверти XX века сохраняются древние символы.
Наиболее распространенным мотивом в орнаменте народной вышивки является ромб. В вышивке разных народов он выглядит по-разному и имеет различные значения. Ромб с крючками в вышивке рассматривается как символ плодородия, связанный с представлением о матери-прародительнице — непосредственном начале всего рожденного на земле. Ромб-«репей» в фольклоре сравнивается с дубом, священным деревом многих народов, и является метафорой небесного «цвета» — молнии, которая разит демонов, оберегает скот. В числе любимых орнаментальных мотивов была розетка, состоящая из 8 лепестков-лопастей, соединенных в центре. Она выступает как символ женского начала, плодородия. Среди мотивов растительного орнамента видное место занимает мировое дерево — дерево жизни.
Распространенным мотивом лицевых вышивок является стилизованная женская фигура. Она может выступать в различных композициях: в центре, всадники или птицы по сторонам; держащая ветки или светильники; с птицами в руках и т. д. Петух — еще один значимый элемент вышивки. Он символизирует солнце, является вестником света, утренней зари; хозяин дома, символ очага, достатка, олицетворяет мужское начало. Петух является символом воскресения из мертвых, возрождения жизни. На погребальных рушниках изображался в качестве славянского оберега от злых сил. Использовался этот сюжет и на свадебных рушниках. Соколы и голуби — символы влюбленных молодоженов, образ новой семьи. Виноград и виноградная лоза символизируют изобилие и плодородие, плодовитость и достаток (рис. 29, 30). «Цветочные» мотивы также достаточно разнообразны. В сюжетах вышивок можно встретить пионы, маки, розы и другие цветы.
Материал подготовлен научным сотрудником музея-заповедника "Куликово поле" Татьяной Наумовой. Подробнее о традиционной одежде, бытовавшей на территории Тульской области и сопредельных регионов читайте в книге "Какова пряха, такова на ней и рубаха" (заказать книгу)
Вам могут быть интересны эти статьи:
Как выглядели жители Куликова поля в эпоху битвы: рост, вес, продолжительность жизни
Кухня Куликова поля: щи рыбные в горшочке
Подписывайтесь на наш канал и инстаграм.