Технологии создания мультфильмов с XIX века до наших дней

Есть ли хоть один человек, никогда в жизни не смотревший мультфильмы? Кажется, что нет и, более того, каждое новое поколение детей вырастает на новом поколении мультипликационного кино. Сейчас на смену добрых и милых «плоских» героев, которых никто не воспринимал всерьёз, приходят всё более реалистичные персонажи и сцены – кажется, что ещё чуть-чуть, и они выйдут к нам из монитора. Что же изменилось в технологии создания мультфильмов за это время? Об этом мы поговорим в этой статье.

Как все начиналось

Первые анимационные фильмы появились еще в конце XIX века, когда Эмиль Рейно изобрел праксиноскоп – оптический прибор, позволяющий соединить рисунки в одну историю с помощью плавных переходов. Прибор стал прорывом в то время, а дата его патентования считается днём рождения анимации. Мультфильмы в то время были короткие – длиной всего несколько минут, так как они отрисовывались художниками полностью вручную.

Около тысячи пластинок с различными положениями персонажей устанавливались на вращающийся цилиндр и отражались в центральной призме, создавая эффект сглаживания кадров.
-2

Первый полнометражный мультфильм

Новый скачок в развитии мультфильмов пришёл в эпоху развития кинематографических технологий и появления целлулоидных пластинок в 1910-х годах. Целлулоид позволял не отрисовывать вручную каждый кадр, а переводить готовые рисунки. Это значительно ускорило время производства мультфильмов. Изобретение синематографа братьями Люмьер позволило записывать и проигрывать новые произведения на 35-мм целлулоидную плёнку.

В результате Квирини Кристиано в 1918 году выпустил первый в истории полнометражный мультфильм «Апостол». Первая половина XX века также ознаменовалась появлением «диснеевской» анимации, которая навсегда вошла в историю мультипликационных фильмов. В эпоху Диснея мультфильмы приобрели узнаваемых персонажей и осмысленную сюжетную линию, что очень не хватало творениям других мультипликаторов.

-3

После появления звукового кинематографа Уолт Дисней первым выпустил звуковый мультфильм («Пароходик Вилли») – причём в нём была не просто «фоновая» музыка, а озвучивались действия и мысли главного героя.

Главное открытие

Основным технологическим достижением середины XX века в создании мультфильмов можно считать применение стереозвука. Звуковая дорожка при записи распределялась на несколько каналов, редактировалась, а при воспроизведении имела эффект направленности («звуковой перспективы»). Также в этот период свой вклад в историю анимации внёс Норман Макларен – он начал рисовать прямо на пленке для оживления персонажей и сглаживания кадров. Этой технологией некоторые аниматоры пользуются и по сей день.

Наше время

В 1995 году компания Pixar выпустила первый полнометражный компьютерный анимационный фильм «История игрушек», что стало новой ступенью в развитии технологии создания мультфильмов. Создание таких анимационных произведений разбивается на несколько фаз – пре-продакшн, продакшн и пост-продакшн.

-4

На первом этапе сценарист создаёт стори-борд в формате комиксов, который рассказывает основную историю создаваемого мультфильма. Затем прорисовываются декорации и персонажи в различных видах. Готовые зарисовки уходят аниматору для создания компьютерных моделей, а также «оживления» их при помощи графики.

Этап продакшна заключается в том, что созданные модели размещаются в пространстве, для них настраиваются источники света и уровень освещенности, их степень детализации уточняется с помощью увеличения количества полигонов, на них накладывают текстуры и накладывают визуальные эффекты.

В конце, на пост-продакшне, записанное видео монтируется, все созданные 3D объекты совмещаются в общие сцены, накладывается звук и добавляются дополнительные визуальные эффекты. В результате получается готовое высококачественное произведение.

Большая часть современных мультфильмов изготавливается именно по такой технологии, что позволяет получить зрелищные, объёмные изображения, завораживающие как юных, так и взрослых зрителей.
-5

Мультфильмы и их создатели прошли непростой путь от полностью ручного труда до использования компьютерных технологий для автоматизации большей части рутинной работы и увеличения зрелищности.

Будем надеяться, что новые изобретения позволят создавать ещё более красивые мультфильмы, основной идеей которых неизменно остаётся обучение детей всему необходимому для вступления во взрослую жизнь.