САНКЦИИ

Санкции как инструмент политики

Санкции применялись всегда и везде с незапамятных времен. Первый известный случай был в государстве Митании. Но пожалуй самый интересный случай санкций был зафиксирован во втором веке нашей эры когда царь Египта запретил вывоз папируса в Пергам(царство на территории современных Турции и Сирии)

с целью прекратить формирование библиотеки.Однако пергамцы не расстерялись и изобрели новый материал для письма известный сегодня как пергамент.

Континентальная Ассоциация.

США были первой нацией современности, решившей использовать экономические меры в качестве замены войны, а не «прелюдии» к ней.

С чего все началось?

В 1774 году Первый Континентальный конгресс американских колоний разработал Континентальную Ассоциацию – документ, санкционирующий торговый бойкот с Великобританией. Вводился полный запрет как на покупку английских товаров, так и продажу американских товаров англичанам. Конгресс надеялся путем введения экономических санкций принудить Великобританию изменить свою политику в отношении колоний и, в частности, отменить Недопустимые акты (1774), принятые британским парламентом.

Эмбарго оказалось довольно эффективным – торговля с Великобританией резко обвалилась. Тем не менее, вопреки ожиданиям Конгресса, Континентальная Ассоциация спровоцировала Великобританию на введении карательных санкций в отношении «взбунтовавшихся» колоний. Английский парламент принял закон, запрещающий американским колониям торговать с кем-либо, кроме Англии. Британский флот перекрыл внешнюю торговлю и парализовал океанский рыбный промысел колоний.

Эмбарго вскоре было отменено, когда Конгресс убедился, что таким образом Америке наносится гораздо больше вреда, чем Великобритании. После продолжительных дебатов, порты Америки были открыты для всех стран, кроме Великобритании, и Конгресс вскоре обратился к французам с просьбой оказать военно-морскую помощь по разблокированию американские портов.

Несмотря на провал экономических санкций, большинство членов Конгресса были по-прежнему убеждены в том, что США могли бы умело пользоваться экономическими рычагами. Они помнили, что британцы отменили Штемпельный акт (1765) и Закон Тауншенда (1767), частично, в ответ на бойкот их товаров.

Континентальная система.

История экономических санкций знает не мало случаев, когда торговое эмбарго используется как метод решения споров между великими державами. Например, во время наполеоновских войн, в ответ на британскую военно-морскую блокаду, Наполеон установил широкомасштабное эмбарго, известное как Континентальная система.

В ноябре 1806 года Наполеон издал Берлинский декрет, запрещающий его союзникам и недавно завоеванным странам вести торговлю с англичанами. Император полагал, что в результате эмбарго на торговлю с европейскими странами, находящимися под его контролем, в Великобритании ускорится инфляция и увеличится долговая нагрузка, что подорвет ее военное могущество.

Эмбарго побудило британских купцов искать новые рынки и заниматься контрабандой с континентальной Европой. Исключительно сухопутные таможенные органы Наполеона не могли остановить британских контрабандистов, тем более, что они действовали при попустительстве местных властей. Хотя британский экспорт на континент упал, тем не менее, с остальным миром торговля значительно увеличилась, возмещая большую часть потерь.

В тоже время, блокада оказала негативное влияние на саму Францию. Судостроение и связанные с ним отрасли, такие как изготовление канатов, сократилось. Пострадали и другие отрасли промышленности, зависящие от зарубежных рынков, такие как производство льняных материалов. Из-за ограничения экспорта и потери прибыли, многие предприятия были закрыты. Юг Франции, особенно портовые города Марселе и Бордо, а также город Ла-Рошель, несли большие потери от сокращения торговли. Кроме того, цены на основные продукты питания выросли на большей части континентальной Европы.

Ущерб, наносимый санкциями торговле и промышленности самой Франции, вынудил Наполеона прибегнуть к системе выдачи лицензий на право приобретения запрещенных товаров, что существенным образом ослабляло действие эмбарго. Это свидетельствует о том, что экономические санкции нанесли вреда больше собственной экономике, чем английской.

Мирные блокады.

История экономических санкций 19-го века ознаменована многочисленными «мирными блокадами» – мероприятиями, предусматривающими развертывание военно-морских сил страной или коалицией стран для пресечения торговых сношений с определенными портами или прибрежными районами государств, с которым эти страны не находились в состоянии войны.

Хотя в основном военно-морские блокады связаны с военными конфликтами, с течением времени мирные блокады превращаются в инструмент принуждения, предназначенный для давления на непокорные государства, чтобы заставить погасить свои долги, выплатить репарации, а также для решения других международных споров. Такие блокады, как правило, инициировались государствами, силы которых в военном отношении намного превосходили силы изолируемых стран.

Первая зафиксированная мирная блокада датируется 1827 годом, когда, в период греческой национально-освободительной борьбы за независимость от Турции, Великобритания, Франция и Россия развернули флот у греческого побережья для пресечения поставок оружия и подкреплений турецким и египетским военным, сражающимся в Греции.

Хотя ни одна из трех великих держав не была в состоянии войны с Турцией и хотя их флотам было приказано избегать вооруженных столкновений, союзные адмиралы, по-видимому, решили форсировать бой с турецким флотом. После того, как египетский корвет открыл огонь, блокирующие силы дали ответный без объявления войны. Наваринское сражение окончилось через четыре часа, полным разгромом всего турецко-египетского флота и потерей 7000 человек. Союзники не потеряли ни одного судна и менее 200 человек убитыми. Таким образом, первая мирная блокада закончилась не совсем мирно.

С 1827 до начала Первой мировой войны мирные блокады устанавливалась более 20 раз. Они, как правило, осуществлялись сильными европейскими государствами против слабых европейских стран и развивающиеся стран Латинской Америки и Азии. Очевидно, что великие державы нашли удобное оружие, которое они посчитали экономически эффективным.

Экономические санкции Лиги Наций.

Официальное юридическое обсуждение законности мирных блокад, или экономических санкций в целом, не велось до начала двадцатого века и учреждения Лиги Наций, а позже ООН. Если говорить о Лиги Наций, право применения санкций прежде всего оговариваются в статье 16 Устава Лиги. В этой статье предписывается введение Нколлективных экономических и военных действий против государства, которое прибегло к войне в нарушение Устава Лиги, требующего разрешать споры мирным путем.

Под эгидой Лиги Наций коллективные санкции устанавливались четыре раза: в 1921 г. против Югославии, в 1925 г. против Греции, в 1932-1935 гг. против Парагвая и Боливии акиз-за Чакской войны и самая неудачная, инициированная Великобританией против ТИталии в 1935-1936 гг. после итальянского вторжения в Эфиопию. В последнем случае санкции оказались неэффективными, поскольку другие европейские страны отказались придерживаться ограничений, введенных Лигой.

Экономические санкции ООН.

После Второй Мировой войны на смену Лиги Наций создается ООН, полномочия которой по введению и исполнению санкций, в том числе с применением вооруженных сил, закреплены в главе VII Устава этой организации и резолюции 378 (V) 1950 года – Единство в пользу мира.

Но не одни санкции не приводили к краху государства. Будь то международные или санкции против отдельных государств и режимов Ирак например во время войны в заливе научился обходить санкции. Так же и Иран и Северная Корея.

Также могут последовать ответные санцкии которые будет бить по тому кто первый ввел их.

Таким образом санкции не панацея в международной политике а лишь уусиливает эскалацию напряженности отношений и поводом к длительной конфронтации.