18,6K подписчиков

Что зашифровано в сказке "Иван-царевич и Серый волк"?

1,8K прочитали

Добрый день! После анализа народных сказок "Гуси-лебеди", "Колобок" и "Царевна-лягушка" мои читатели предложили дополнить этот список ещё одним произведением народного творчества "Иван-царевич и Серый волк". Честно вам скажу, я никогда раньше не читала его в оригинале, но смотрела в детстве мультфильм. Каково же было мое удивление, когда содержание оказалось несколько иным, чем у советских аниматоров, потому и заложенные смыслы совсем другими. Давайте, в начале я попытаюсь кратко пересказать сказку, потому как уверена, что я такая не одна.

Итак, у царя есть три сына, а ещё сад с яблоками, в котором кто-то их ворует. Слуги поймать не могут, потому вызываются царевичи. У старших, как обычно, ничего не получается. Младшему удается не заснуть ночью и узнать, что причина беспокойства - Жар-птица. Он, даже, приносит папе её перо.

Добрый день!

Следующей заботой для братьев становится поимка птички по приказу отца, потому разъехались добры молодцы по свету. Дальше героем повествования становится младший. Надо сказать, что с самого начала мы знаем только его имя - Иван. Он заночевал в лесу, привязав коня рядом. Утром на его месте обнаружил обглоданные кости. Богатырский сон у парня, не правда ли?

Пошёл дальше пешком. Встретил Серого волка, который заговорил с ним человеческим голосом. Зверь сообщил герою, что съел его коня, но теперь ему стало жалко юношу, потому предлагает помощь. Иван рассказывает о задании отца. Собеседник отвечает, что на коне тот бы не доехал, а сам он вмиг домчит.

Серый транспорт привозит героя к забору, за которым в золотой клетке живёт Жар-птица, предупреждает: птичку бери, клетку не трогай. Но Иван прельстился блеском изделия. Лишь дотронулся, шум-гам-звон-крики - на современный взгляд, сигнализация сработала. Притащили парня во дворец к правителю: “Как же тебе, царскому сыну, не стыдно воровством заниматься? Пришёл бы ко мне, я так бы отдал. Теперь ославлю на весь мир. Хотя, погоди, если приведешь коня златогривого, то никому не скажу и птицу с клеткой отдам.”

Царевич к волку, тот пожурил и отвез к хозяину коня. Снова предупредил: лошадку бери, уздечку не тронь. И чтобы вы думали? История повторилась. Теперь волк и наездник за Елена Прекрасной отправились. Но тут уже серый помощник не выдержал, оставил Ивана ждать, а сам перебрался через забор и девицу украл.

Едут обратно, а добрый молодец обещание выполнять не хочет, уж больно самому девица приглянулась.

Добрый день!-2

Оставили её в кустах, волк обернулся Еленой и царевич его выменял на коня. Следует с девицей дальше.

Добрый день!-3

Серый помощник их догоняет, а Иван снова слово нарушить хочет, коня себе оставить. Зверь и тут ему помогает.

Итак, все теперь есть у царевича и девица-красавица, и конь златогривый с уздечкой богатой, и Жар-птица в золотой клетке для папы. Волк с ним расстается, говоря, что дальше ему идти нельзя. Однако, когда герой благодарит помощника и прощается с ним, тот уверен, что они ещё увидятся.

Так и происходит. Когда Иван с Еленой прилегли отдохнуть, мимо ехали старшие братья. Увидали, позавидовали, убили, девку запугали, добычу забрали.

Волк вернулся, над царевичем вороны кружат.

Добрый день!-4

Поймал ворона с вороненком, пообещал детенышу шею свернуть, если родитель живой и мёртвой воды не принесёт. Получил воду. Полил мертвой - срослось, живой - ожил. Дальше нагнали они братьев, волк их растерзал и вот теперь уже распрощался совсем. Иван с Еленой вернулись к папе.

Вот такая сказка. Если не в оригинале, то точно, не в обработке советских мультипликаторов. Как по мне, так мораль не очень поучительная. Если ты жадный и руки загребущие удержать не можешь, то это не страшно. Друг тебе поможет, решит все твои проблемы и с добром, и с врагами. Какой-то уж больно современный вывод, не находите?

А красавица Елена здесь как куль с... мукой бессловесный, то волк её на себя закинул, то в кустах спрятали пару раз. Ни о желаниях её никто не спросил, ни слова она не вякнула. Только один раз намёк был на то что у неё язык и чувства есть, когда братья ей угрожали. Такое отношение к женщине больше на средневековый "Домострой" похоже.

Хотя, есть и другое объяснение. У известного греческого мифа про Елену Прекрасную, с похищения которой начинается Троянская война, есть предыстория. Если Парис увозит красавицу с ее согласия, то другой герой - Тесей украл девушку, когда той было всего 10. Получается, что она голоса не подает, потому что мала?

Но я затеялась с этой публикацией, чтобы найти в сказке древние мотивы, потому давайте к этому и вернемся.

Начнем с того, что сад с яблоками и Жар-птица, дают стойкую ассоциацию с молодильными плодами, потому как в других историях именно ими эта птичка и питается. Если это предположение верное, то персонажи сказки живут в небесном Ирии, а значит, природа у них, вероятно, божественная.

Следующий интересный момент - потеря коня и встреча с волком. Как мне кажется, тут речь идет о пересечении какой-то границы миров, причем для того чтобы перейти в другой мир, нужно было принести в жертву коня.

Добрый день!-5

Возможно, здесь сыграло роль кочевое прошлое славянских предков. Ведь для кочевника остаться без коня, это практически умереть. Потому, рискну предположить, что в этом месте сказки Иван умирает и, именно таким образом, попадает в потусторонний мир. А потом, когда заполучает златогривого коня, возвращается в мир живых.

Я долго размышляла, что за цари такие к которым героя судьба занесла, прикладывала аналогии с другими древними верованиями и нашла следующее. В индуизме и в скандинавских представлениях боги живут каждый в отдельном месте: Вишну - в Вайкунтхе, Индра - в Сваргалоке, Один с асами в Асгарде, а Ваны - в Ванахейме.

Добрый день!-6

Вот и здесь, возможно, разные боги в разных дворцах. Это вовсе не противоречит моему предположение, что и сам Иван с родственниками из сверхъестественной породы, а граница, о которой я упомянула раньше - выход за пределы своего домашнего мира.

После приключений волк расстается с главным персонажем, говоря, что дальше ему идти нельзя. Это подтверждает моё предположение о наличии границы миров, через которую теперь Иван возвращается.

Нападение братьев - это вторая смерть, ведь они, кроме всего прочего, опять оставляют его без коня. Дальнейшие действия волка, наверное, можно сравнить с обрядами шаманов, возвращающих душу больного в тело. Ведь он доводит героя до момента, когда тот снова садится на коня.

Пока я писала этот анализ, у меня возникла стойкая ассоциация с одним персонажем из индийской мифологии. Но о нем я расскажу в следующей публикации.

Ставьте лайк, если Вам было интересно, подписывайтесь на канал, делитесь в соц. сетях.