2,2K подписчиков

Порознь и вместе: Игорь Макаревич и Елена Елагина

Пока одни начинают обратный отсчет до Нового года (кстати, осталось 7 недель), в ММОМА под таким же названием должна была открыться ретроспектива Игоря Макаревича и Елены Елагиной. Рассказываем о художниках, которые познакомились в конце 1970-х, в начале 1980-х поженились, а перед самым развалом СССР начали работать вместе.

— Игорь Макаревич родился в 1943 году в эвакуации в Грузии.

Сам он вспоминал, что у места, где он появился на свет, было сразу четыре названия: советское Молотов, грузинское Цалкини, греческое Триалети и немецкое, оставшееся от колонистов, Розенберг. В Москву Макаревич переехал, когда ему было восемь лет. Он закончил художественный факультет ВГИКа и по распределению попал на телевидение. Макаревич создавал декорации для студии, но ровно в день окончания своего контракта ушел с работы. Художник получил признание в официальном искусстве позднего СССР. Он выполнял важные госзаказы, например, расписывал здание посольства СССР в Марокко и правительственные резиденции под Москвой.

Игорь Макаревич в мастерской, 1982.
Игорь Макаревич в мастерской, 1982.

— В 1984 году Макаревич стал заслуженным художником РСФСР.

За два года до этого — получил заказ на оформление кабинета Брежнева в Кремле. Сам он рассказывал, что в этом ему содействовал отец — главный архитектор Москвы. «Он считал, что это для нас полезное продвижение, хотя нам от этого было не очень уютно», — вспоминал Макаревич. Казалось бы, дальнейший карьерный путь художника был ясен. Но нет. В начала все тех же 1980-х Макаревич стал активным участником движения московского концептуализма.

Работа над оформлением кабинета Брежнева.
Работа над оформлением кабинета Брежнева.

Художник и участник группы «Коллективные действия» Никита Алексеев писал:

«Для Макаревича СССР перестал существовать задолго до его естественной кончины, советский строй для художника не то окончательно покрылся паутиной, не то растаял как туман. Еще в начале 1970-х этот очень благополучный — по тогдашним понятиям — человек начал делать весьма странные вещи. Сначала изящнейшие и страшные офорты по мотивам Франца Кафки и натюрморты с дряхлыми вещами, позволяющие вспомнить «Котлован» Платонова. Потом последовали ужасающие «Трупы коммунаров» и «Хирургические инструменты». Дальше — портреты коллег по концептуальному цеху в виде персонажей давно запылившегося спектакля — Кабаков в шкафу, Чуйков в виде окна. Собственные посмертные маски. И так дошло до «Homo Lignum», гнилого Буратино, которым он вообразил себя».
Игорь Макаревич, из проекта «Homo Lignum».
Игорь Макаревич, из проекта «Homo Lignum».

— Елена Елагина появилась на свет в 1949 году в Москве — в роддоме Грауэрмана на Арбате.

Ее мать была ученым-химиком, отец — детским писателем. Сама художница вспоминала, что

«все детство была свидетелем горячих споров между родителями, в которых мама стояла на позициях либерально-оппозиционных, а папа отстаивал твердые советские убеждения».

Елагина работала в мастерской Эрнста Неизвестного, в том числе и на больших заказах. «Посетить ее [мастерскую Неизвестного] считали своим долгом самые серьезные деятели западной культуры, приезжавшие в те годы в Москву. Тут бывали также прогрессивные советские политические деятели, либеральные режиссеры, писатели, художники, известные философы и диссиденты. Мои собственные работы того периода отражали многие элементы окружавшей меня «духовки» (высоко духовного искусства)», — вспоминала художница. В 1979 году Елена Елагина стала участвовать в акциях группы «Коллективные действия».

Елена Елагина
Елена Елагина

— Игорь Макаревич и Елена Елагина познакомились гораздо раньше, чем начали работать вместе.

Их встреча произошла в 1979 году, а в 1981-м они поженились. Но все восьмидесятые дуэта МакаревичЕлагина не существовало. Свой первый совместный проект пара представила в 1990 году. В его основу лет старый каталог «Закрытой рыбной выставки», которая прошла в 1935 году в астраханском Доме Партактива. Правда, в книге не было иллюстраций, и Макаревич с Елагиной, используя лишь текстовые описания работ и техник, создали серию объектов. Получился ироничный парафраз клише сталинской эпохи на язык современного искусства.

Вернисаж «Закрытой рыбной выставки» в МАНИ, 1990.
Вернисаж «Закрытой рыбной выставки» в МАНИ, 1990.

— Художник Никита Алексеев говорил, что что бы ни делали Макаревич и Елагина, их произведения укладываются в тот жанр, который в европейском искусстве XVII века обозначался Memento mori.

Не зря Макаревич с юности любил гулять по кладбищам, а Елагина зарабатывала изготовлением надгробий и памятных досок. В совместном творчестве пара обращалась к архивным материалам, советским мифам, повседневности и быту ушедшей эпохи. А еще — к русскому авангарду начала XX века. В 1998 году Макаревич и Елагина представили картину «Малевич». Она была выполнена в стиле супрематизма, но на лице художника была маска с длинным носом.

Игорь Макаревич и Елена Елагина, «Малевич», 1998.
Игорь Макаревич и Елена Елагина, «Малевич», 1998.

— Игорь Макаревич и Елена Елагина работают в разных жанрах.

Они создают тотальные инсталляции, реди-мейды, коллажи и даже апроприации. Их работы всегда интеллектуальны, но не заумны, а художественный вымысел часто неотличим от документальных свидетельств. «Мы получили большое наследство от предыдущей эпохи, которое еще долго предстоит осмысливать, а поскольку мы любим работать с историческим материалом, мы продолжаем это направление», — отмечают Макаревич и Елагина. На выставке в ММОМА покажут как старые, так и новые произведения дуэта. Что же касается оценки классиками концептуализма современного искусства, то в одном из интервью они говорили следующее:

«Мне кажется не очень перспективно. Такое впечатление, что ничего нового уже быть не может, а надежды на развитие технологий не очень велики, разве что появятся новые гении».
Игорь Макаревич и Елена Елагина, инсталляция «Неизвестные разумные силы».
Игорь Макаревич и Елена Елагина, инсталляция «Неизвестные разумные силы».

Ставьте лайк! И подписывайтесь на наш канал, чтобы узнавать еще больше интересного!

Хотите научиться понимать современное искусство? Покупайте нашу книгу, которая написана простым языком со множеством интересных примеров — «Как понимать современное искусство и как перестать его бояться» — в Читай-городе или Лабиринте.