Найти в Дзене
Библио-лаборатория

Технокоммунизм "Культуры" Йэна Бэнкса

Обложка к роману "Эксцессия"
Обложка к роману "Эксцессия"

Шотландский писатель Йэн Мензис (на самом деле его среднее имя Menzies произносится иначе, но для не-шотландца это все равно непроизносимо) Бэнкс — нечастый пример писателя, успешно сочетающего в себе две ипостаси: автора популярных произведений в жанре научной фантастики (большая часть из которых относится как раз к циклу о Культуре) и автора обычных, так сказать «мейнстримовых» романов, надо сказать, не менее, а то и более популярных. Строго говоря, мне вот так сходу в голову приходит лишь еще один подобный «многостаночник» - это Дэн Симмонс, в копилке которого и научно-фантастическая сага «Гиперион», и несколько детективов, и даже еще больше отличных романов ужасов (рецензии на «Бритву Дарвина» и «Террор» в скором будущем! Подписывайтесь на канал :)). Но вернемся к Бэнксу.

Бэнкс, по его собственному признанию, задумал Культуру еще в молодости, до начала своей профессиональной писательской карьеры, как общество, в котором ему самому хотелось бы жить. Вовсю полыхала научно-техническая революция второй половины двадцатого века, неомарксисты и технокоммунисты вовсю перекраивали на новый технологический манер труды классиков, и вполне логично, что максимально приближенное к утопии общество будущего представлялось Бэнксу именно таким — супертехнологической экономикой окончательного изобилия, в которой материальный аспект решен раpи навсегда, поскольку кто угодно может владеть чем угодно (в материальном плане, конечно), достаточно только захотеть. Рассмотрим его поподробнее.

-2

Бэнкс описывает (и довольно подробно) Культуру, как трансгуманистское сообщество, включающее себя преимущественно (но не только) гуманоидные расы, в том числе и аналог Homo Sapiens (собственно, герои практически всех романов принадлежат к ней) и различные искусственные интеллекты — от небольших дронов (тем не менее признаваемых вполне самостоятельными индивидуумами) до сверхмощных Разумов, встроенных в гигантские космические корабли или Орбитали — искусственные населенные объекты, вращающиеся вокруг какого-либо светила. Собственно, именно на кораблях и Орбиталях преимущественно и обитает большинство населения Культуры.

Большинство биологических проблем так же решены — побеждены практические любые болезни, продолжительность жизни и уж тем более такие мелочи, как пол и внешность ограничены только желаниями самих жителей (хотя почти никто не выбирает вечную жизнь — даже самым праздным жителям Культуры такой выбор кажется бессмысленным и скучным). Цивилизации могут умереть — но чаще выбирают другие пути, становясь Старшими или уходя в непостижимую трансцендентность.

-3

Казалось бы, рай. Однако помимо Культуры во Вселенной существуют и другие цивилизации, некоторые — ничуть не меньших масштабов, и не всегда эти цивилизации могут найти общий язык даже с таким терпимым и размытым в политическом смысле сообществом (в Культуре не существует ничего похожего на централизованную власть — руководящие советы Разумов различного уровня образуются по мере необходимости, «на ходу» - такая система условно называется адхократией — от латинского ad hoc). Собственно, первая книга цикла о Культуре, «Помни о Флебе» - как раз о галактического масштаба войне Культуры с Идиранцами, последствия которой будут сказываться еще спустя многие тысячи лет.

Для того, чтобы по возможности предотвращать такие конфликты, а также чтобы избежать неизбежных для гедонистического общества застоя и деградации, в Культуре существует так называемый Контакт — условно-иерархическая организация для сношений с цивилизациями вне Культуры, а также особый, полусекретный отдел внутри него — Специальные Обстоятельства. Строго говоря, именно деятельности агентов Специальных Обстоятельств и посвящены большинство сюжетов о Культуре. Во случае войны Контакт фактически превращается в военную структуру — одновременно генштаб, цепочку командования и министерство обороны, а Специальные Обстоятельства выполняют роль разведывательно-диверсионного ведомства. Впрочем, примерно ту же роль они выполняют и в мирное время, одновременно служа проводником и источником энергии для склонного к благодушию общества.

-4

Главная дилемма цикла, стоящая над отдельными сюжетами и судьбами героев — можно ли считать утопическим такое общество, которое без канализации откровенного насилия (как извне, так и вовне) посредством специально созданного органа (Специальные Обстоятельства) неизбежно начнет сползать к гедонистической деградации (несмотря на мягкий отеческий контроль сверхразумов и Старших цивилизаций)? Хотя очевидный на первый взгляд ответ на эту проблему - «нет», Бэнкс все же на протяжении всего цикла не находит ее решения, ведь, в конечном счете, в Специальные Обстоятельства идут работать только те, кто этого хочет, и подавляющая часть населения Культуры (насчитывающеготриллионы разумных существ) даже не уверена в самом существовании СО.

Впрочем, для нас, как читателей, существование этой дилеммы — огромное преимущество, ведь именно из нее вытекают головокружительные приключения героев (включая целые цивилизации) цикла о Культуре!