Авва Дорофей, великий палестинский подвижник, живший в 6 веке от Рождества Христова так говорил о двух заветах человека с Богом :
Закон (Ветхий Завет) имел целью научить нас не делать того, отчего сами не хотим пострадать.
«Не делай другому того, что не хочешь получить сам».
Потому Закон останавливал людей только от делания зла: не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не твори кумиров и т.д.
Ныне же (в Новом Завете) требуется изгнать саму страсть, побуждающую делать зло, - саму ненависть, само сластолюбие, само славолюбие и прочие страсти.
И то, и другое важно и в наши современные дни: и не делать внешне зла, и удаляться внутри, в душе, от страстей, толкающих на его совершение.
Но на чем ставится акцент в современной духовной жизни? Что нового во взгляде на Евангелие, в отличие от взглядов Средневековья.
Страсть изгнанная, может удобно, и в большем размере, вернуться. Свято место пусто не бывает.
Об этом есть в Евангелии от Матфея притча Христа о семи злых духах. Очищенное от страстей сердце – не гарант того, что его вновь не наполнят страсти.
Чтобы оберечься от этого надо наполнять сердце добродетелью, закрепиться в добродетели, противоположной отчуждаемой страсти: гнев – кротость, гордыня- смирение, злоба –доброта и т.д
Именно эта мудрость Евангелия весьма актуальна в веке нынешнем, современном, которую кратко можно назвать так: фокус на добродетели.