Весной 1975 года «Машину времени» покинул гитарист Игорь Дегтярюк, зато вернулся уходивший в «Високосное лето» Александр Кутиков. Впрочем, уже летом он снова ушел из группы, на этот раз в вокально-инструментальный ансамбль, который формировался в Тульской филармонии для «чеса» по окрестностям. На замену Кутикову Сергей Кавагоэ привел Евгения Маргулиса, которому Макаревич передал обязанности басиста. Маргулис, обладавший характерным «блюзовым» тембром голоса, начал писать песни с уклоном в блюз.
Безусловным ключевым событием для «Машина Времени» в этом году явилась запись на студии телевидения семи песен, которые должны были прозвучать в программе Элеоноры Беляевой «Музыкальный Киоск». Должны, но не прозвучали…
В декабре группу покинул Алексей Романов. Таким образом, на последующие четыре года тройка «Макаревич – Кавагое - Маргулис» становится ядром группы, периодически дополняемым одним-двумя музыкантами.
Осенью Александр Кутиков вновь оказался в составе группы «Високосное Лето». А где-то на танцах в Мытищах отыскался мастер барабанных палочек Валерий Ефремов. Именно тогда собрался «золотой» состав «Високосного Лета»: Александр Ситковецкий (гитара), Крис Кельми (клавиши, вокал), Александр Кутиков (бас), Валерий Ефремов (барабаны), - состав, наделавший впоследствии столько шума своим музыкальным эстетством.
В музыкальном плане группа никогда не стояла на месте. В большинстве композиций явно чувствовалось движение от хард-роковых стандартов к арт-року: шел обычный процесс обучения и накопления знаний. В техническом плане «високосники» одними из первых стали использовать стробоскоп, придававший их выступлениям налет фантасмагоричности. За работой прибора бдительно следил преданный делу «Високосного Лета» мастер-техник Сергей Быков...
В том же году Кутиков привел в «Високосное Лето» поэтессу Маргариту Пушкину, которая написала для группы основные хиты.
Маргарита Пушкина вспоминает: «Первой песней, которую я написала специально для «Високосного Лета» была, наверное, «Ослепший художник». У нас было много песен на американскую тематику, потому что большое влияние на нас тогда оказывали Керуак, Гинзберг и Ферлингетти. Кроме того, меня ужасно волновали события 68-го года, разгон демонстрации в поддержку демократической партии в Чикаго. Когда случился расстрел студентов в университете в Кенте, мне казалось, что вся Москва должна подняться, но почему-то это никого особенно не взволновало. А меня это трогало, все эти слезоточивые газы. Я не знала, что происходило у нас, например, в Новочеркасске, я узнавала, что происходит там, за рубежом, и переживала. И поэтому «Ослепший художник» конкретно происходит из этих переживаний. Еще у нас была песня «Свиньи рвутся в бой». Под свиньями имелись в виду копы, полицейские. Была еще песня памяти Джима Моррисона «Колдун крадет стеклянных лебедей». Когда я работала на Кубе, то написала «Похитителя снов» - это тоже нерусская, вернее, несоветская песня. Разумеется, официальные власти нас очень не любили за такое направление, но тогда настроение было такое, психоделическое, все диктовалось музыкой...»
Басист Николай Ширяев восстановил группу «Второе дыхание», в состав которой кроме него вошли гитарист Иван Смирнов, скрипач Александр Юдов и барабанщик Геннадий Хащенко. Смирнова иногда замещал Сергей Потемкин, тот самый гитарист, что вместе с В.Я. Векштейном и Н.Носковым в 1984 году соберет первый состав группы «Ария».
«Второе дыхание» непосредственным образом повлияло на становление музыкального самосознания будущего лидера групп «Мастер» и «Смещение» Алика Грановского. Лидер «Второго дыхания» Николай Ширяев стал для Алика кумиром и образцом для подражания. Бородатый, хайратый, когда он играл, то бас-гитара у него находилась под самым подбородком. Он носил маленькие очечки, которые все время поправлял жестом, как у Валерки из «Неуловимых мстителей». Левой рукой он играл на грифе своей бас-гитары, а правой поправлял очечки — музыка не останавливалась никогда...
В Свердловском Архитектурном Институте подобралась группа людей, занимавшихся синтетическим искусством, и как реализация их идей возникла группа «Сонанс» - одна из самых первых свердловских групп. Изначальный состав: Александр Пантыкин (клавишные), Игорь Скрипкарь (вокал, бас), Иван Савицкий (барабаны) и Татьяна Марамыгина (скрипка). Музыканты пытались создавать сложные полифонические многочастевые композиции, используя наряду с электроинструментами различные духовые и шумовые инструменты. Музыка опиралась на русский фольклор и симфоническую музыку ХХ века (Прокофьев, Шостакович и др.). Первой серьезной работой группы стала получасовая композиция «Блики» по мотивам фортепианного цикла С.С.Прокофьева «Мимолетность».
Будущий лидер популярной группы «Земляне» Владимир Киселев весной собрал группу «Апрель». Будущий солист группы «Земляне» Сергей Скачков тоже создал группу «Апрель». Некоторое время в Ленинграде работали одновременно две группы с названием «Апрель», скачковская и киселевская, но их пути тогда не пересеклись и лично знакомы они не были. Тем более, что вскоре Владимир Киселев устроился барабанщиком в ВИА «Поющие Гитары».
***
К 1975 году относится рождение музыкального самиздата. Именно тогда в Дубне начал издаваться первый самиздатовский подпольный рок-журнал, который делали Сергей Попов, лидер группы «Жар-Птица», художник Виталий Рыбаков и еще некоторые их товарищи.
Виталий Рыбаков вспоминает: «Я работал в художественной мастерской художником и у меня была возможность делать самиздатовский журнал. Помню, я вручную вклеивали вырезки из чешских журналов «Melodie» и из польских «Music Box». Мы ходили по квартирам знакомых чехов и поляков и просили: «Переведите, ради Бога! Это очень важно для молодежных целей!» И нас поддерживали, причем очень многие. Я помню, тогда вышло журналов двадцать, цветных, с неплохо переведенными статьями. Где-то они есть до сих пор...»
(Написал то, что знал и помнил о 1975 годе. Приглашаю всех поделиться своими воспоминаниями о том времени!)