Найти тему
Журнал "Советское кино"

Почему многим ненавистно творчество Андрея Тарковского?

Добрый день, дорогие читатели.

Недавно я написал статью, в которой выразил свою идею смысла фильма Андрея Тарковского "Сталкер". Я особо не рассчитывал на то, что эта статья соберет кучу просмотров, слишком уж специфическая была тема, но вот комментарии попадались интересные.

В основном люди озвучивали свои мысли, примерно так: "смотрел этот ваш Сталкер, когда он вышел (в 1979), еле досмотрел до конца, больше смотреть не буду". То есть школьники и студенты того времени шли на "Сталкер", но вместо ожидаемой фантастики видели философскую притчу, которая, несомненно, не была осознанна в юном возрасте. Зато отношение к фильму осталось на всю жизнь, этакое клеймо.

Эта ситуация мне очень напомнила то, что происходило в школе. Нас, детей без какого-либо жизненного опыта, заставляли читать Толстого и Достоевского(и других классиков литературы). Я понимаю, министерству образования сверху видно все, но все-же, заставлять читать "Преступление и Наказание" пятнадцатилетнего подростка - это гарантированный способ сформировать негативное отношение к творчеству Достоевского.

Я знаю, что найдутся читатели, которые в 10 лет прочитали "Войну и мир", "Анну Каренину", и искренне считают, что это нормально, но давайте будем честными - всему свое время. Лично я в школе принципиально не читал классики, ибо в том возрасте открыл для себя фантастику (те же братья Стругацкие, Ефремов, Булычев), и мой выбор был очевиден. А сочинения я списывал откуда мог, в основном с тетрадок старшего брата, которые каким-то чудом сохранились.

И когда уже лет в 30+ я открыл для себя произведения Толстого, Достоевского, Лескова, Тургенева - то это был откровение! Я и не ожидал, что наши русские классики настолько интересно пишут. Точно так же, я открыл для себя и Тарковского, но опять же, не в школьном возрасте, а гораздо позже, когда мой жизненный опыт позволил проникнуться духом творчества гениального режиссера.

Всему свое время - это ключевая фраза, которая являются определяющей по отношению к любому творчеству. Журнал "Мурзилка" и сказки - в детстве, фантастика и приключения - в юности, классика и Тарковский - в зрелом возрасте - но никак не наоборот!

Если вам кажется, что такие фильмы, как "Сталкер" или "Солярис" - полная чушь, то может быть, в вас говорит отголосок того давнего просмотра, который повесил ярлык на эти фильмы. А теперь на автомате вы продолжаете следовать программе заложенной в юности?

С вами был Павел, журнал "Советское кино", смотрите хорошие фильмы.