Найти тему
ПУТЬ ИСТИННОЙ ЛЮБВИ

СОМНЕНИЕ

Сомневаться в других можно лишь из опасений за себя. Сомневаться в себе можно лишь от страха за других. Сомневаться в Боге можно, лишь не зная Его.

*
И вера и надежда и любовь даются нам как искры, как вспышки света, указывающие, для какой души нам нужно разжигать костёр, чтобы соединиться с ней ради Общего Блага, и вся последующая работа заключается лишь в борьбе с микробами сомнений, опасений, подозрений, нечистых помыслов и оскорбительных страхов, которые могут этот костёр затушить.

*
Есть сомнения, которыми я ввергаю в бессмысленное одиночество себя; и есть сомнения, которыми я оставляю в бессмысленном одиночестве другого человека.

*
Что́ движет человеком как не вера ?
Но разочарованье — тоже шаг,
И этот шаг — начало убеждений,
Которые, как ни смущал бы враг,
Навеки избавляют от сомнений.

Сомнения же преграждают путь
И, наполняя страхом нашу грудь,
Ни верить до конца не позволяют,
Ни обмануться в корне не дают.

*
«Сомнение является признаком мыслящего существа». — Нет. Сомнение является признаком боящегося существа: или боящегося других или боящегося себя; или боящегося того, что ему навредят другие, или боящегося того, что он навредит другим.

*
Нет ничего отвратительнее полуверы и полусомнений, когда скудная вера и дохлые сомнения тянут человека в разные стороны, и он без возмущения и сопротивления мирится с таким вот положением, ничего не предпринимает и не обращается в слезах к Богу для того, чтобы избавиться от одной из половин и сделать решительный шаг. Полагаться на такого человека невозможно — он и опасен, и отвратителен, и невыносим.

*
Сомневаются всегда в Тебе, в Дьяволе не сомневаются. Опасаются всегда чистоты, грязи не боятся. Верят лжи, над правдой раздумывают. К лицемерию быстро привыкают, искренности дивятся.

*
Если не отличать себя от Тебя, если постоянно смешивать Твои веления и планы со своими похотями, капризами и страхами, то сомнениям не будет конца: Тот, Кому нужно верить, будет вызывать опасения; тот, на кого надеяться нельзя, будет жиреть от самоуверенности. Ведь в себе, если не лгать, невозможно не сомневаться; в Тебе, если не лгать, сомневаться нельзя. Ненадёжность человека общеизвестна, человек и устроен так, чтобы на него нельзя было полагаться. Ты устроен так, что только на Тебя и надо надеяться.

*
Верить можно только Тебе; в себе можно только сомневаться. Поэтому, чтобы действовать и служить жизни, нужно быть с Тобой и отличать себя от Тебя так же, как ребёнок отличает себя от отца и матери и видит, что́ исходит от них и что́ исходит от него. Иначе движение будет ложно направленным, или движения вообще не будет.

*
Многие говорят:
«Нужно верить в себя», но поистине верить в себя, исполняя какое-то дело, можно лишь в той мере, в какой веришь в Тебя, потому что только Ты можешь обеспечивать осуществление задуманного Тобою дела. Если же делать задуманное самим, то, конечно же, ничего не остаётся как только ”верить в себя”, ибо в кого-то же нужно верить, чтобы не стоять на месте.

*
Здоровое, плодотворное сомнение — это сознание ответственности и заботы о людях, а значит это остановка и отступление назад при понимании неверно направленного шага и поиски верного направления. Больное сомнение — это безответственность, равнодушие к людям, извращённый страх за себя, а значит бездвижность, застой, паралич, смерть.

*
Чтобы отмести сомнения, нужно на кого-то положиться, на кого угодно, но только не на себя, и уже, конечно же, бояться оскорбить недоверием того, на кого положился.

*
Сомнения и даны для того, чтобы направлять их на себя, остужая ими свою безответственную самонадеянность, самоуверенность и самохвальство.

*
За мои сомнения кто-то должен платить действиями, потому что пока я сомневаюсь и стою́, кто-то действует и движется, иначе жизнь остановится.

*
Сомнения проистекают не только от трусости, но и от полузнания.

*
Сомнения не имеют ничего общего с осторожностью. Осторожность — это забота об общей безопасности, проистекающая из понимания того, что бо́льшая часть опасностей скрыта, и безопасность нужно поддерживать для возможности служения и поддержания общей жизни. Сомнения — это личная, самотная трусость, не думающая ни о ком, кроме себя; а чтобы скрыть постыдность такого состояния, она всякий раз пытается оправдываться разумными доводами и уважительными причинами.

*
Выражая своё сомнение и не желая расстаться с ним, человек не скрывает своего страха и нежелание бороться с ним. Чего же он боится и почему не желает ? Он боится, что ему неопровержимо докажут истинность пугающего его утверждения. Он страшится этого доказательства, потому что оно потребует от него перемены отношения к жизни, перемены поведения, мышления, мировоззрения, оно потребует отказа от привычных вещей или признания своей неспособности произвести эти перемены и решиться на этот отказ. Ему хочется, чтобы доказательства или вообще не существовало или чтобы оно оказалось для него недостаточным, слабым, неубедительным; ему скорей хочется перетянуть других на сторону своих сомнений, чем быть перетянутым другими на сторону их уверенности.