«Прощание» (1981)
В фильме «Прощание» протест, скрытый, но от этого он не менее пронизывающий и волевой. Во время как молодые жители выселяемой деревни сжигают дома по принципу «начальник, скажит, что сделать, а я выпью и сделаю», старики, не хотят мириться с неизбежным, украшают горницы жилищ цветами и белят печи.
Когда водохранилище смоет Матеру, от нее останется только вековое дерево, одетое листвой, и этот символьный кадр, последний в фильме, даст надежду, что страдания людей когда-нибудь вознаградятся.
Смотреть «Прощание» физически трудно, местами неприятно, ведь это кино существует в где-то между ужасным сном и безутешной явью, но именно жанр трагической притчи скорее приводит зрителя к эмоциональной составляющей. После гибели Ларисы Шепитько, которая должна была первоначально снимать этот фильм, ее вдовец, режиссер Климов Элем взял производство картины в свои руки, поэтому крик о неизбежности потерь в «Прощании» оправдан как нигде.
«Пробуждение» (1991)
«Меня всю жизнь пугало лицо советского человека — хмурое, настороженное, подозрительное. У Белого дома я увидел совсем другие, поразительные лица. Людей объединил душевный порыв, ими нельзя было не любоваться», - сказал Владимир Алеников.
Картина «Пробуждение» рассказивает о событиях летнего путча 1991-го года в Москве. В эти дни никто, кроме Аленикова и телеканала CNN, так подробно не снимал происходящее у Белого дома, поэтому документальный фильм имеет поистине историческую ценность.
Он снят на 8-миллиметровую камеру и смонтирован всего за 7 дней: картина, честно говоря, не блещет техническими данными, далеко ему и до харизмы культовых в перестройку «600 секунд» Невзорова. Тем не менее, режиссеру «Приключений Петрова и Васечкина» получилось максимально передать странную атмосферу путча: танки у Кремля, ночующие на площади демонстранты и Дзержинский, которого с позором везут на свалку истории — события развиваются в фильме ровно по канонам классического киносаспенса.