СССР (1946-1953)
Снижение кинопроизводства было вызвано не только внешними факторами (несмотря на то, что без последствий войны не обошлось), но и сознательной государственной политикой. При этом полностью кинопроизводство не приостанавливалось, но опустился до самых низких показателей (в 1951 году было выпущено всего 9 картин, хотя даже в военные годы в среднем снимали в 3 раза больше).
Была дана установка, что «пусть меньше, но лучше», то есть при снижении количества выпускаемых лент ожидалось, что вырастет их качество. В результате задуманное не оправдало себя - эпоха оставила мало выдающихся фильмов. Ухудшению обстановки в кинематографе способствовали и ряд постановлений ЦК ВКП(б) 1946-1948 г, в которых подвергались резкой критике известные кинематографисты (доходило до прямого запрета определенных картин). Из-за этого даже великие авангардисты и кинореволюционеры 1920-х должны были или прекратить снимать, или работать в жесткой и бесконфликтной манере.
Франция (1940)
С момента рождения киноиндустрии Франция была одним из лидеров мирового кино. Хотя был в истории страны период, когда кинопроизводство вовсе остановилось. Случилось это в летние месяцы 1940 г - страна капитулировала под давлением нацистской Германии и поделилась на оккупированную территорию и марионеточное государство Виши. Параллельно Францию покинули выдающиеся режиссеры и актеры, вроде Жана Габена и Жана Ренуара.
Но, как ни странно, вынужденный простой в пару месяцев и оккупация обернулись подъемом национального кино. Вишистское правительство рассматривало кинематограф как пропагандистский инструмент и щедро его финансировало. В отсутствие конкуренции зарубежных стран зритель стал больше смотреть свою продукцию.
Германия (1945)
Если во Франции кинопроизводство приостановилось с началом войны, то в Германии в конце Второй мировой войны оно совсем пропало. Стране, начинавшей свое существование с нуля, было ни до кино.
Основная студия в Бабельсберге была в руинах, большинство кинематографистов погибли или оказались в тюрьме (большое количество обвинялось в преступлениях против человечности), кроме того идея проекта требовала одобрения Союзных сторон: США, Великобритании и СССР.
Лишь в мае 1946 года на подконтрольной СССР зоне была организована государственная студия DEFA, на которой был снят первый немецкий послевоенный фильм «Убийцы среди нас». Позже в том же году начали подтягиваться студии в западной зоне . Что любопытно, картины советской зоны больше тяготели к драме, а западной — к таким жанрам, как комедии и мелодраме. Однако и в тех, и в других были попытки переосмыслить прошлое и дать представление о будущем.