ЕГОР И БОМБОМЕТАТЕЛИ (ЕГОР НИКОНОВ) “Мудрак”
Этот чудо-альбом попался мне совсем недавно, хотя вышел очень давно: еще в 1995-году. При этом зацепил он не сразу. Первое впечатление было: «Дурь какая-то!». После чего прослушивание обрело фрагментарный характер, перескакивая с трека на трек. По завершении столь короткого ознакомления было принято безапелляционное решение забыть о существовании этого релиза раз и навсегда.
Почему произошло именно так? Глубоко проникнувшись к тому моменту ранне-средним периодом творчества легендарной московской группы ВА БАНКЪ, от сольного проекта гитариста (а Егор Никонов как раз является участником классического состава этой группы) я ожидал примерно того же самого: и текстово, и музыкально. Но не тут-то было! Видать, на то оно и сольное творчество, чтобы реализовываться в совершенно иной ипостаси. Альбом под не совсем понятным на первый взгляд названием «Мудрак» с творчеством ВА-БАНКА не имеет ничего общего. Ну или почти ничего.
Итак, несколько месяцев спустя что-то меня натолкнуло на мысль послушать этот релиз вновь. И не поверите: Зашло! Да так, что на данный момент не отпускает уже практически полгода.
Почему такой разный эффект с первым опытом? Да потому, что на сей раз альбом прослушивался без привязки к группе ВА-БАНКЪ, без каких-либо заблаговременных ожиданий, а как самостоятельное произведение независимой творческой единицы. Точнее, группы единомышленников, поскольку вместе с Егором альбом творила секта Бомбометателей – Юрий Селюков и Майк «Наив». Кроме этого в некоторых композициях засветились соратники по основному коллективу – гитарист Михаил Кассиров и бессменный ва-банковский лидер-вокалист Александр Ф. Скляр.
Музыку альбома можно описать, как изящный панк-рок с элементами хард-рока. Звучит все очень сочно, мощно, с виртуозными соло-партиями и бескомпромиссным напором. Мелодии цепляют и не отпускают, заставляя прослушивать сие композиторское творение вновь и вновь.
«Мудрак» - это как раз тот редкий случай, когда стопроцентно стёбный альбом сумел избежать печальной участи «послушали - посмеялись разок - и забыли». Причина тому, во-первых, сильная музыкальная составляющая, а, во-вторых, очень оригинальные тексты с явным привкусом сюрреализма и белой горячки, которые (несмотря на пятидесятое или сотое прослушивание) воспринимаются неизменно весело и актуально.
Кстати, панк-рок действительно бывает очень культурным и интеллигентным. В текстах альбома вы не найдете ни одного нецензурного или грубого слова. Здесь только истинная поэзия и настоящее искусство.
Чего только стоит следующее витиеватое четверостишие из песни «Кому я нужен»:
…И потные глаза сорвав с колена,
Мой мыслями нанизанный вопрос
Походный строй клопов почувствовал на стенах,
И я, как пионер, ору: «Всегда готов!».
Или вот еще строки на сей раз из песни «Помнишь ли ты его?»:
Помнишь ли ты его днём
Плотской чумой зараженного?
Помнишь ли ты его днём,
Ищущего всех, но никем не найдённого.
Да и про обычную бытовую пьянку столь эпично, как в композиции «Полёт на аэростате из стекла», пожалуй, ещё никто не писал и уж тем более не пел. В общем, в плане поэзии тут шедевр на шедевре и шедевром погоняет!
Кто же является автором этих забавных трагикомичных зарисовок из жизни и фантазий инфантильного интеллигента-алкоголика? По-настоящему талантливые стихи, ставшие текстовой основой для альбома, вышли из-под пера (но, скорее всего, карандаша или шариковой ручки) Олега Мудрака. Отсюда, как нетрудно догадаться, и название этого альбома. Теперь все, наконец-то, проясняется.
Олег Мудрак – кто он? Для начала официальная информация из Википедии:
Оле́г Алексе́евич Мудра́к (род. 14 января 1962) — российский лингвист, доктор филологических наук, автор работ в области алтайского и палеоазиатского языкознания. Специалист в области сравнительно-исторического языкознания народов Сибири, Дальнего Востока и Северной Америки. Ведущий научный сотрудник Центра компаративистики Института восточных культур РГГУ (с 1995 года). Профессор РГГУ. Представитель Московской школы компаративистики. Автор стихов, на которые написан цикл песен «Мудрак» проекта «Егор и бомбометатели» (1995).
Теперь неофициально. Олег Мудрак – это однокурсник Егора Никонова по филологическому факультету МГУ, где они вместе «грызли гранит науки» еще в начале 80-х годов. Окружающая молодых студентов среда была для тех лет вполне типичной: неформальные дружеские посиделки с гитарой и многими литрами не слишком элитных горячительных напитков.
Уже в то время Егор загорелся идеей создать цикл песен на стихи Олега, которые последний исполнял под гитару. Однако, в силу житейских обстоятельств реализоваться этой затее было суждено лишь 10 лет спустя. Впрочем, это даже к лучшему, поскольку качественно записаться в студии (и уж тем более официально выпустить пластинку) было для советских рок-музыкантов первой половины 80-х годов не так-то просто. Точнее, невозможно.
Тексты и музыка альбома «Мудрак» созданы преимущественно в позитивно-алкогольном ключе. Исключение составляют лишь две мрачноватые композиции «Осьминог» и «В танце». На последней, кстати, Егор уступает студийный микрофон Александру Ф. Скляру.
Что дает прослушивание этого альбома? Как минимум, кучу позитивных эмоций и, как максимум, бесспорного фаворита личной меломанской коллекций. А еще эта запись позволяет четко осознать, что же именно безвозвратно утратила группа ВА-БАНКЪ после того, как Егор покинул ее ряды на рубеже веков.