Найти тему

Егор и… интеллигентный панк-рок с привкусом артхауса и белой горячки

ЕГОР И БОМБОМЕТАТЕЛИ (ЕГОР НИКОНОВ) “Мудрак”

Этот чудо-альбом попался мне совсем недавно, хотя вышел очень давно: еще в 1995-году. При этом зацепил он не сразу. Первое впечатление было: «Дурь какая-то!». После чего прослушивание обрело фрагментарный характер, перескакивая с трека на трек. По завершении столь короткого ознакомления было принято безапелляционное решение забыть о существовании этого релиза раз и навсегда.

Обложка издания альбома на CD. Художник - КИТУП. Изображение из общедоступных источников.
Обложка издания альбома на CD. Художник - КИТУП. Изображение из общедоступных источников.

Почему произошло именно так? Глубоко проникнувшись к тому моменту ранне-средним периодом творчества легендарной московской группы ВА БАНКЪ, от сольного проекта гитариста (а Егор Никонов как раз является участником классического состава этой группы) я ожидал примерно того же самого: и текстово, и музыкально. Но не тут-то было! Видать, на то оно и сольное творчество, чтобы реализовываться в совершенно иной ипостаси. Альбом под не совсем понятным на первый взгляд названием «Мудрак» с творчеством ВА-БАНКА не имеет ничего общего. Ну или почти ничего.

Итак, несколько месяцев спустя что-то меня натолкнуло на мысль послушать этот релиз вновь. И не поверите: Зашло! Да так, что на данный момент не отпускает уже практически полгода.

Внешняя сторона вкладки издания на аудиокассетах. Изображение из общедоступных источников.
Внешняя сторона вкладки издания на аудиокассетах. Изображение из общедоступных источников.

Почему такой разный эффект с первым опытом? Да потому, что на сей раз альбом прослушивался без привязки к группе ВА-БАНКЪ, без каких-либо заблаговременных ожиданий, а как самостоятельное произведение независимой творческой единицы. Точнее, группы единомышленников, поскольку вместе с Егором альбом творила секта Бомбометателей – Юрий Селюков и Майк «Наив». Кроме этого в некоторых композициях засветились соратники по основному коллективу – гитарист Михаил Кассиров и бессменный ва-банковский лидер-вокалист Александр Ф. Скляр.

Фрагмент оформления издания на аудиокассетах. Изображение из общедоступных источников.
Фрагмент оформления издания на аудиокассетах. Изображение из общедоступных источников.

Музыку альбома можно описать, как изящный панк-рок с элементами хард-рока. Звучит все очень сочно, мощно, с виртуозными соло-партиями и бескомпромиссным напором. Мелодии цепляют и не отпускают, заставляя прослушивать сие композиторское творение вновь и вновь.

«Мудрак» - это как раз тот редкий случай, когда стопроцентно стёбный альбом сумел избежать печальной участи «послушали - посмеялись разок - и забыли». Причина тому, во-первых, сильная музыкальная составляющая, а, во-вторых, очень оригинальные тексты с явным привкусом сюрреализма и белой горячки, которые (несмотря на пятидесятое или сотое прослушивание) воспринимаются неизменно весело и актуально.

Фирменный CD-диск австрийского производства. Изображение из общедоступных источников.
Фирменный CD-диск австрийского производства. Изображение из общедоступных источников.

Кстати, панк-рок действительно бывает очень культурным и интеллигентным. В текстах альбома вы не найдете ни одного нецензурного или грубого слова. Здесь только истинная поэзия и настоящее искусство.

Чего только стоит следующее витиеватое четверостишие из песни «Кому я нужен»:

…И потные глаза сорвав с колена,
Мой мыслями нанизанный вопрос
Походный строй клопов почувствовал на стенах,
И я, как пионер, ору: «Всегда готов!».

Или вот еще строки на сей раз из песни «Помнишь ли ты его?»:

Помнишь ли ты его днём
Плотской чумой зараженного?
Помнишь ли ты его днём,
Ищущего всех, но никем не найдённого.

Да и про обычную бытовую пьянку столь эпично, как в композиции «Полёт на аэростате из стекла», пожалуй, ещё никто не писал и уж тем более не пел. В общем, в плане поэзии тут шедевр на шедевре и шедевром погоняет!

Внутренняя сторона обложки CD-издания. Изображение из общедоступных источников.
Внутренняя сторона обложки CD-издания. Изображение из общедоступных источников.

Кто же является автором этих забавных трагикомичных зарисовок из жизни и фантазий инфантильного интеллигента-алкоголика? По-настоящему талантливые стихи, ставшие текстовой основой для альбома, вышли из-под пера (но, скорее всего, карандаша или шариковой ручки) Олега Мудрака. Отсюда, как нетрудно догадаться, и название этого альбома. Теперь все, наконец-то, проясняется.

Олег Мудрак – кто он? Для начала официальная информация из Википедии:

Оле́г Алексе́евич Мудра́к (род. 14 января 1962) — российский лингвист, доктор филологических наук, автор работ в области алтайского и палеоазиатского языкознания. Специалист в области сравнительно-исторического языкознания народов Сибири, Дальнего Востока и Северной Америки. Ведущий научный сотрудник Центра компаративистики Института восточных культур РГГУ (с 1995 года). Профессор РГГУ. Представитель Московской школы компаративистики. Автор стихов, на которые написан цикл песен «Мудрак» проекта «Егор и бомбометатели» (1995).

Теперь неофициально. Олег Мудрак – это однокурсник Егора Никонова по филологическому факультету МГУ, где они вместе «грызли гранит науки» еще в начале 80-х годов. Окружающая молодых студентов среда была для тех лет вполне типичной: неформальные дружеские посиделки с гитарой и многими литрами не слишком элитных горячительных напитков.

Олег Мудрак. Фото из Википедии
Олег Мудрак. Фото из Википедии

Уже в то время Егор загорелся идеей создать цикл песен на стихи Олега, которые последний исполнял под гитару. Однако, в силу житейских обстоятельств реализоваться этой затее было суждено лишь 10 лет спустя. Впрочем, это даже к лучшему, поскольку качественно записаться в студии (и уж тем более официально выпустить пластинку) было для советских рок-музыкантов первой половины 80-х годов не так-то просто. Точнее, невозможно.

Тексты и музыка альбома «Мудрак» созданы преимущественно в позитивно-алкогольном ключе. Исключение составляют лишь две мрачноватые композиции «Осьминог» и «В танце». На последней, кстати, Егор уступает студийный микрофон Александру Ф. Скляру.

Что дает прослушивание этого альбома? Как минимум, кучу позитивных эмоций и, как максимум, бесспорного фаворита личной меломанской коллекций. А еще эта запись позволяет четко осознать, что же именно безвозвратно утратила группа ВА-БАНКЪ после того, как Егор покинул ее ряды на рубеже веков.

Внутренняя сторона вкладки издания на аудиокассетах. Изображение из общедоступных источников.
Внутренняя сторона вкладки издания на аудиокассетах. Изображение из общедоступных источников.