Давно подмечено, что с появлением компьютеров и интернета в нашей жизни, школьники стали мало читать, снизилась грамотность учеников и студентов. Сегодняшняя индустрия книгоиздательства предлагает огромное количество всяких шпаргалок, выполненных домашних заданий, а в интернете можно прочитать краткое содержание любого произведения, будь то классика, современная литература. А куда девалась встреча с прекрасным - чтение литературы классиков, мастеров слова, чувства, эмоции радости, сопереживание, счастья знакомства с первой любовью, разочарования и т. д.
Стоило ли человечеству пройти этапы развития и цивилизации, Возрождения и так далее, чтобы все пришло к поколению, которое умеет читать только краткое содержание? Я вспоминаю историю, произошедшую в одном престижном ВУЗе, когда на сессию приехали первокурсники химического факультета, преподаватель дал им зачетную работу химии и ушел на заседание деканата. Когда вернулся, почти все студенты выполнили задание и тут он обнаруживает, что перепутал и вместо химии дал задание по физике, ни один студент не смог понять, что задания не соответствует изучаемой теме. Кстати сказать, платное обучение в наше время, что это- добро или зло? С одной стороны, для детей появляется больше возможности учиться, это хорошо, с другой стороны, платное обучение тянет за собой платные сессии, курсовые, дипломы. А знания, а вникнуть в профессию, а радость почувствовать себя специалистом? Все это печально...
И как следствие, происходит обесценивание человеческой личности, обездушивание. Дети перестают общаться друг с другом, да и не только дети, простая человеческая дружба превращается в виртуальную, беднеет язык общения. Если первоклассник скажет: "Окей, Гугл!" и он выдаст ему любую информацию, то зачем тогда ходить в школу, где учительница, которая обучалась в платном институте, будет ему читать книгу, да и учитель не будет иметь такого авторитета, потому как не испытает наш первоклассник радости и счастья от первой прочитанной книги. Дети становятся роботами с ограниченными способностями в образовании. Я, конечно, утрирую, но, теряем мы в нашем обществе умения выражать чувства, испытывать простые человеческие эмоции, чем славились и славятся наши замечательные русские сказки. А если посмотреть информацию, которую мы черпаем из интернета, ведь 90%- это хлам, которым мы засоряем свои мозги, в том числе и наши дети. Я уверена, что каждый читающий эти строки, не один раз сталкивался с обманом, глупостью, недостоверной информацией.
Мы можем и должны сформировать способность жить в цифровом мире и не потерять человеческие качества. Ведь в итоге все зависит от того, удалось ли нам выстроить отношения с семьей, с детьми, с коллегами и обществом в целом. Должны научить верифицировать информацию, противостоять стрессу, воспитывать способность к переменам, научить постоянно учиться. Мы не можем так подставить наших детей, не подготовив их к тому, что их ждет. Поэтому образование будущего - это образование понимания, а не запоминания. Недавно прочитала, что финны перестраивают свои школы. У них нет стандартных аудиторий, они у них цветные. Отсутствует система одинаковых уроков, дети в школе бегают, лежат, садятся в кружок, в каждом классе парты стоят по-разному. Дети всегда готовы к переменам. Нашим школьным программам катастрофически не хватает широкой государственной и обеспеченной воспитательной работы с детскими школьными театрами, студиями, бассейнами, чтобы это было не в единичных элитных школах, а массовых.
А как вы считаете? Напишите, пожалуйста, свое мнение, буду рада.