Найти тему

ЗАГАДОЧНЫЕ ЛИКИ ДРЕВНИХ БОГОВ

Окуневское изваяние эпохи бронзы на средневековом кыргызском чаатасе, Средний Енисей
Окуневское изваяние эпохи бронзы на средневековом кыргызском чаатасе, Средний Енисей

Продолжаю свой фоторассказ о поиске рисунков на древних курганных камнях Среднего Енисея, начатый в статье "Загадочные рисунки древних курганов"(https://zen.yandex.ru/media/id/5f3f647ee599bc76856f05e7/zagadochnye-risunki-drevnih-kurganov-5f9571e9d2b7e412887e02df)

Это крайне интересное занятие я начал осваивать с конца 90-х годов прошлого века. Благо, поле для поисковой деятельности в данном направлении было (да и ещё остаётся) достаточно большим. Хорошо заметных на земле каменных конструкций древних погребальных сооружений, особенно тагарских (скифской эпохи), в Минусинской котловине - многие тысячи. Рисунков на них тоже многие тысячи - гораздо больше, чем на всех местных скальных писаницах. Причём, львиное большинство среди всего этого множества - неизвестные науке экземпляры. Мне всегда было важно увидеть эти памятники древней истории лично. Ведь обнаружить и зафиксировать их на фотокамеру - это и большая удача для скромного краеведа, и помощь учёным: тем, кому эта тема небезразлична, но выехать в поля зачастую недосуг.

Следует отметить, что рисунки на курганных камнях не всегда связаны с, собственно, погребальным культом. Изображения, на самом деле, разные. Порою древнее самих курганов. Есть немало и рисунков, нанесённых на каменную плоскость представителями других археологических культур, для которых тагарские курганы являлись уже не просто привычной частью ландшафта, а настоящей седой стариной. Также среди стел тагарских курганов иногда можно наткнуться на каменных идолов окуневской археологической культуры (III - начало II тысячелетия до нашей эры), изъятых из забытых древних святилищ, и использованных как строительный материал для возведения тагарских погребальных сооружений. В I тысячелетии до нашей эры, во время строительства тагарских курганов, такое практиковалось. Как и после - в раннем средневековье, когда енисейские кыргызы ставили на свои каменные курганы - чаатасы приглянувшиеся изваяния и стелы с заброшенных окуневских святилищ, и "расписные" тагарские курганные плиты. Для увлечённого исследователя интересны и важны все перечисленные памятники - и рисунки, и камни.

Велопутешествие в курганную степь, Средний Енисей
Велопутешествие в курганную степь, Средний Енисей

Дело за малым - отправиться на встречу приключениям и чудесным находкам. И пусть вас не пугают ни многокилометровые расстояния, ни перепады высот, ни зной, ни холод, ни дождь, ни змеи, ни тучи голодных кровососущих (в степях их - тысячи, а всяческие средства от банальных городских комаров супротив их дикого брата, как и диких пчёл, попросту бессильны). Ночных завываний неведомого зверья тоже не бойтесь. Но всегда помните о том, что заходя на территорию древнего курганного могильника, вы по собственной воле пересекаете незримую грань меж двух миров. В одном из которых вы быть не должны. Тем паче, ради праздного любопытства.

Впрочем, это уже лирика. Давайте ближе к делу, а именно - фотоотчёту одного из наиболее удачных моих велопутешествий в степной район близ горных массивов Оглахты, и Сагыт. В апреле 2008 года мне удалось обнаружить и обследовать там довольно крупный (более 10 курганов) тагарский могильник. На плитах каменных оград некоторых курганов были найдены замечательные разновременные изображения - воины, олени, козероги, верблюды, тамги. Но главной находкой оказалась большая каменная плита с ликами таинственных божеств, намеренно перемещённая тагарцами с древнего окуневского святилища.

СПРАВОЧНО: Окуневская археологическая культура эпохи ранней бронзы: III – первая половина II тыс. до н. э. Названа по могильнику, раскопанному в 1928 году археологом С. А. Теплоуховым у ныне не существующего Окунева улуса в Хакасии. Люди того времени оставили после себя уникальные каменные стелы и изваяния с нанесенными на них изображениями «трехглазых» личин и фантастического вида животных. Камни специально изготовлялись и устанавливались в дни летнего солнцестояния на святилищах для проведения жертвенных обрядов.

Для погребения умерших сородичей окуневцы сооружали курганы с квадратной оградой из крупных каменных блоков или врытых на ребро плит. Иногда по углам ограды ставились вертикально стоящие плиты, что, по мнению некоторых ученых, предвосхитило архитектуру более поздних курганов тагарской археологической культуры I тыс. до н.э.

Итак, поехали...
Итак, поехали...
-5
Тот самый тагарский курганный могильник
Тот самый тагарский курганный могильник
-7
-8
Древние рисунки, конечно, есть не на всех курганных плитах, поэтому приходится подходить и внимательно осматривать каждую в отдельности
Древние рисунки, конечно, есть не на всех курганных плитах, поэтому приходится подходить и внимательно осматривать каждую в отдельности
-10
-11
-12
-13
-14
-15
-22

Летом того же года плиту с антропоморфными личинами исследовал признанный специалист в области окуневского искусства Юрий Есин: археолог сделал микалентную копию изображений, а затем их точные прорисовки, которые вы видите в этой публикации.

Вот как он его охарактеризовал сделанную находку:

- Памятник, безусловно, уникален. На камне сохранились изображения сразу двух антропоморфных ликов: более позднее изображение, выполненное широкими выбитыми линиями, перекрывает более раннее, нанесенное узкими выбитыми линиями. Оба рисунка, очевидно, являются разными вариантами трактовки образа одного и того же божества. Стела была создана и установлена на располагавшемся где-то поблизости окуневском святилище к определенному календарному обряду около 4 тысяч лет назад. Спустя какое-то время, к очередному празднику, на стеле был выбит новый лик. Стиль изображения первоначального лика близок одному из образов, найденного при раскопках окуневского могильника Черновая VIII. Второе изображение имеет близкие параллели на стелах из более позднего окуневского кургана - Черновая XI.

По словам учёного, детали ликов божеств, изображенных на найденной плите, нереалистичны и, скорее всего, соотнесены с частями и объектами мироздания. В частности, горизонтальные тройные линии могли символизировать границу между Верхним и Нижним миром, а рот – Нижний мир, где все исчезает и разрушается. Кружки же, нанесенные древним художником на месте «глаз», – это утреннее, дневное и вечернее солнце. Кроме того, у одного из ликов два кружка показаны внутри пасти схематично изображенных змей, что перекликается с древними мифами разных народов об исчезновении солнца на небе в результате его проглатывания каким-либо мифическим хищником. Три дуги символизируют три важнейшие части пространства – на востоке, где солнце появляется, на западе, где оно исчезает, и под куполом небосвода.

- Отождествление частей ликов с объектами мироздания, видимо, нацелено на прославление и восхваление древнего божества, - уточнил Юрий Есин. - Кроме того, дублирует изобразительными средствами эпитеты и метафоры, использовавшиеся в устных религиозных текстах (гимнах), которые произносились служителями культа на том же календарном празднике, для которого и были созданы эти необычные изображения.

Сергей Амелин, г. Абакан (Хакасия)