Монплезир, Петергоф, Санкт-Петерберг
3 сентября 1723 года посол Франции Жак де Кампредон писал
донесение своему королю Людовику XV. И кроме всего прочего отмечал:
...понравились лепные потолки и скульптуры, выполненные
искусным мастером, подданным Вашего Величества...
Но, к сожалению, не указал имени мастера, создавшего алебастровые полуфигуры, которыми восторгаются уже в течение 300 лет.
Атланты и кариатиды поддерживают театральный занавес Небес и
сверху вниз равнодушно взирают на людей. Снова аллегория. Снова просветительское барокко. Снова Монплезир - любимый дворец Петра I.
Времена года были частым сюжетом в XVIII веке. Как я уже писала здесь, эта аллегория представлена в летней резиденции Петра I в двух видах -
в потолочной росписи и в скульптурах Парадного зала.
Скульптурные композиции олицетворяют собой не только смену сезонов года, но также имеют более глубокую интерпретацию, о чём вы узнаете
из данной статьи.
Весна - время пробуждения Земли и зарождение новой жизни. Автор изображает это время года парной скульптурой девушек как символ молодости. Головы и талия прекрасных красавиц украшены цветами.
Лето - время, когда Земля начинает приносить плоды. И в роли символа этого времени года выступают женщины с колосьями в волосах и с серпом в руке - они мудры, они уже познали материнство.
Юность и бесшабашность ходят рука об руку. А молодое вино дурманит голову. Вот почему Осень изображена автором в образе двух молодых людей с бокалом вина в руке и с веточками винограда на головах и талии.
Зима - это старики, зябко кутающиеся в меховые шубы.
Разве одинокая, холодная старость не пугает?..
Скульптурное оформление потолка в Парадном зале восхищает.
Дворец пережил две войны, революцию и перестройку (время тоже
было непонятное). Но Судьба распорядилась так, что конкретного имени автора скульптур историки не знают - в суете строительства Петергофа
не все факты и не все имена фиксировались в записках современников.
Зато с какой гордостью мы можем прочитать сегодня имя каменных
дел мастера Якова Неупокоева. Именно под его наблюдением
из прочного маломерного кирпича 22х1х5,5 ученики прославленного мастера сложили толщиною в один (!) кирпич центральную часть дворца - Парадный зал и шесть комнат личного и бытового назначения, которые пережили испытания и временем, и стихиями.
Парадный зал с нишами под картины, западная сторона. Две ниши специально оставлены, чтобы показать качество кладки, которая сохранилась с XVIII века в неизменном виде.
Общий вид Монплезира с южной стороны:
Наряду с каменщиками восхищения достойна работа штукатуров
XVIII века Тимофея Нагибина и Андрея Емельянова, а также столяров Леонтия Михайлова, Мартына Григорьева и Порфирия Евстигнеева
"со товарищи". Не картины и скульптуры создавали, а всего лишь дворец царский штукатурили. Но уважения достойны не менее, чем именитые архитекторы и живописцы. Резьба сделана по эскизам Жана Мишеля.
Много загадок о Монплезире ("Моё удовольствие", франц.)
оставила нам госпожа История - чьё-то имя сохранилось для потомков,
чьё-то кануло в Лету, кто оставил нам свои шедевры. Кто знает, может, и найдутся в архивах недостающие звенья в исследовании наследия Петра I.
Мы подождём...
Моё видео о красоте потолка в Парадном зале дворца Монплезир здесь.