Найти тему
Белая Орхидея

Тайны дворца "Моё удовольствие"

Оглавление

Монплезир, Петергоф, Санкт-Петерберг

3 сентября 1723 года посол Франции Жак де Кампредон писал
донесение своему королю Людовику XV. И кроме всего прочего отмечал:

...понравились лепные потолки и скульптуры, выполненные
искусным мастером,
подданным Вашего Величества...

Но, к сожалению, не указал имени мастера, создавшего алебастровые полуфигуры, которыми восторгаются уже в течение 300 лет.

Атланты и кариатиды поддерживают театральный занавес Небес и
сверху вниз
равнодушно взирают на людей. Снова аллегория. Снова просветительское барокко. Снова Монплезир - любимый дворец Петра I.

Времена года были частым сюжетом в XVIII веке. Как я уже писала здесь, эта аллегория представлена в летней резиденции Петра I в двух видах -
в потолочной росписи и в скульптурах Парадного зала.

Скульптурные композиции олицетворяют собой не только смену сезонов года, но также имеют более глубокую интерпретацию, о чём вы узнаете
из данной статьи.

Весна - время пробуждения Земли и зарождение новой жизни. Автор изображает это время года парной скульптурой девушек как символ молодости. Головы и талия прекрасных красавиц украшены цветами.

Лето - время, когда Земля начинает приносить плоды. И в роли символа этого времени года выступают женщины с колосьями в волосах и с серпом в руке - они мудры, они уже познали материнство.

-2

Юность и бесшабашность ходят рука об руку. А молодое вино дурманит голову. Вот почему Осень изображена автором в образе двух молодых людей с бокалом вина в руке и с веточками винограда на головах и талии.

-3

Зима - это старики, зябко кутающиеся в меховые шубы.
Разве одинокая, холодная старость не пугает?..

-4

Скульптурное оформление потолка в Парадном зале восхищает.
Дворец пережил две войны, революцию и перестройку (время тоже
было непонятное). Но Судьба распорядилась так, что конкретного имени автора скульптур историки не знают - в суете строительства Петергофа
не все факты и не все имена фиксировались в записках современников.

Зато с какой гордостью мы можем прочитать сегодня имя каменных
дел мастера Якова
Неупокоева. Именно под его наблюдением
из прочного маломерного кирпича 22х1х5,5 ученики прославленного мастера сложили
толщиною в один (!) кирпич центральную часть дворца - Парадный зал и шесть комнат личного и бытового назначения, которые пережили испытания и временем, и стихиями.

Парадный зал с нишами под картины, западная сторона. Две ниши специально оставлены, чтобы показать качество кладки, которая сохранилась с XVIII века в неизменном виде.

Общий вид Монплезира с южной стороны:

2020 год
2020 год

Наряду с каменщиками восхищения достойна работа штукатуров
XVIII века Тимофея
Нагибина и Андрея Емельянова, а также столяров Леонтия Михайлова, Мартына Григорьева и Порфирия Евстигнеева
"со товарищи". Не картины и скульптуры создавали, а всего лишь дворец царский штукатурили. Но уважения достойны не менее, чем именитые архитекторы и живописцы. Резьба сделана
по эскизам Жана Мишеля.

Парадный зал, картинная наши над дверью в Лаковый кабинет.
Парадный зал, картинная наши над дверью в Лаковый кабинет.

Много загадок о Монплезире ("Моё удовольствие", франц.)
оставила нам госпожа История - чьё-то имя сохранилось для потомков,
чьё-то кануло в Лету, кто оставил нам свои шедевры. Кто знает, может, и найдутся в архивах недостающие звенья в исследовании наследия Петра I.
Мы подождём...

Моё видео о красоте потолка в Парадном зале дворца Монплезир здесь.

Если вам понравилась моя статья, ставьте
лайки, комментируйте, задавайте вопросы
и подписывайтесь на мой канал.

До новых встреч!

Ваша Белая Орхидея