Так называемые «белые картины» находятся в музеях по всему миру. Полностью белая абстрактная работа Роберта Раймана «Мост» была продана на аукционе в 2015 году за 20,6 млн. долларов. Поговорим о том, почему эти, казалось бы, простые картины признаются искусством, и зачем кому-то тратить миллионы на покупку подобных работ.
Когда речь заходит о белых картинах, многие могут привести лишь один пример - «Белое по белому» Казимира Малевича 1918 года. Но такие #картины есть и у других художников: Агнес Мартин «Белый камень» 1960 год, Джозеф Альберс «Этюд Посвящение квадрату» 1963 год, Джо Байер «Без названия» 1972 год и другие.
Большинство этих художников - представители минимализма, возникшего в конце 1950-х годов художественного движения, которое сводило #живопись к простоте, порядку и гармонии.
Идея минималистов заключалась в том, что искусство должно быть как можно дальше от автора. Они считали живопись не отражением чувств, эмоций и переживаний художника, а отдельным от него самодостаточным объектом. Картина должна словно существовать сама по себе. Взгляды минималистов красиво резюмировал художник Фрэнк Стелла, сказав: «Вы видите то, что вы видите».
Какая самая распространенная реакция на #современное искусство ? Особенно на минималистические и абстрактные вещи, такие как «белые картины». Давайте, произнесите эту фразу вместе со мной: «Я могу нарисовать так же». На самом деле, в современной живописи много техник и правил, но в большей степени она подчинена идее, чем навыкам. Вы могли бы нарисовать так же - но вы этого не сделали. Это может показаться неприятным, но такова реальность. Шедевры искусства зарождаются в головах, в поиске смыслов, во внутренней работе, в идеях - а уже потом отражаются на полотнах.
Что вы видите на «белой картине»?
Гораздо больше, чем кажется на первый взгляд. Здесь много всего: линии, фактура, узоры, даже цвет. Белый всегда каким-то образом окрашен, разные пигменты придают ему индивидуальный тон. Если вы когда-нибудь красили стены, то знаете, сколько разных оттенков белого цвета. Он синий, зеленый, фиолетовый, теплый, холодный. Помню, как мне при ремонте не хватило одного ведерка краски и пришлось докупать. Естественно, я выбрала ту же краску от того же производителя. Докрасила - но заметила тонкие различия оттенков на границе.
Множество нюансов делают «белую картину» намного большим, чем просто белая стена. Когда зритель смотрит на квадрат белой краски в рамке, взгляду не за что зацепиться. Приходится работать практически с пустотой. Нет очевидных смыслов или ассоциаций. И здесь начинается самое интересное: смотрящий проецирует на картину собственное эмоциональное состояние.
Если рассматривая «белую картину», вы чувствуете злость, взволнованность или спокойствие и умиротворение - всё это правильные ответы. Чтобы понять, что я имею в виду, вспомним тест Роршаха с чернильными кляксами. Человеку показывают карточку с пятном и задают вопрос, что это может быть. Анализируя ответы, психологи наиболее точно определяют личностные качества человека и его психоэмоциональное состояние. Подумайте, почему вы ощутили именно те эмоции, которые ощутили, глядя на картину? Процесс проработки реакций очень важен, это позволяет заглянуть в свой внутренний мир.
Возможно, вы даже не стали рассматривать картину? Очень легко пренебрегать вещами, которые нас не привлекают сразу. Борьба за привлечение внимания потребителя в современном мире делает нас “полуслепыми”. Мы, не задумываясь, крутим ленту в социальных сетях и привыкли многое не замечать.
«Белая картина» рассказывает не о работе, а о вас самих. И каждый смотрящий видит в ней отражение самого себя. Думаю, что именно глубокое понимание минимализма привлекает участников аукциона и заставляет тратить на такие полотна грандиозные суммы.
А как вы относитесь к минимализму и считаете ли подобные картины искусством? Делитесь своим мнением в комментариях. А если понравилась статья - ставьте лайк и подписывайтесь. Канал пока новый, но впереди ещё очень много всего интересного.
Пока пока.