«Белые картины» - что это и почему на них тратят миллионы

864 прочитали
Роберт Райман «Мост» 1980 год (Яндекс.Картинки)
Роберт Райман «Мост» 1980 год (Яндекс.Картинки)

Так называемые «белые картины» находятся в музеях по всему миру. Полностью белая абстрактная работа Роберта Раймана «Мост» была продана на аукционе в 2015 году за 20,6 млн. долларов. Поговорим о том, почему эти, казалось бы, простые картины признаются искусством, и зачем кому-то тратить миллионы на покупку подобных работ.

Когда речь заходит о белых картинах, многие могут привести лишь один пример - «Белое по белому» Казимира Малевича 1918 года. Но такие #картины есть и у других художников: Агнес Мартин «Белый камень» 1960 год, Джозеф Альберс «Этюд Посвящение квадрату» 1963 год, Джо Байер «Без названия» 1972 год и другие.

Агнес Мартин «Белый камень» 1960 год (Яндекс.Картинки)
Агнес Мартин «Белый камень» 1960 год (Яндекс.Картинки)
Джозеф Альберс «Этюд Посвящение квадрату» 1963 год (Яндекс.Картинки)
Джозеф Альберс «Этюд Посвящение квадрату» 1963 год (Яндекс.Картинки)
Джо Байер «Без названия» 1972 год (Яндекс.Картинки)
Джо Байер «Без названия» 1972 год (Яндекс.Картинки)

Большинство этих художников - представители минимализма, возникшего в конце 1950-х годов художественного движения, которое сводило #живопись к простоте, порядку и гармонии.

Идея минималистов заключалась в том, что искусство должно быть как можно дальше от автора. Они считали живопись не отражением чувств, эмоций и переживаний художника, а отдельным от него самодостаточным объектом. Картина должна словно существовать сама по себе. Взгляды минималистов красиво резюмировал художник Фрэнк Стелла, сказав: «Вы видите то, что вы видите».

Какая самая распространенная реакция на #современное искусство ? Особенно на минималистические и абстрактные вещи, такие как «белые картины». Давайте, произнесите эту фразу вместе со мной: «Я могу нарисовать так же». На самом деле, в современной живописи много техник и правил, но в большей степени она подчинена идее, чем навыкам. Вы могли бы нарисовать так же - но вы этого не сделали. Это может показаться неприятным, но такова реальность. Шедевры искусства зарождаются в головах, в поиске смыслов, во внутренней работе, в идеях - а уже потом отражаются на полотнах.

Что вы видите на «белой картине»?

Гораздо больше, чем кажется на первый взгляд. Здесь много всего: линии, фактура, узоры, даже цвет. Белый всегда каким-то образом окрашен, разные пигменты придают ему индивидуальный тон. Если вы когда-нибудь красили стены, то знаете, сколько разных оттенков белого цвета. Он синий, зеленый, фиолетовый, теплый, холодный. Помню, как мне при ремонте не хватило одного ведерка краски и пришлось докупать. Естественно, я выбрала ту же краску от того же производителя. Докрасила - но заметила тонкие различия оттенков на границе.

Множество нюансов делают «белую картину» намного большим, чем просто белая стена. Когда зритель смотрит на квадрат белой краски в рамке, взгляду не за что зацепиться. Приходится работать практически с пустотой. Нет очевидных смыслов или ассоциаций. И здесь начинается самое интересное: смотрящий проецирует на картину собственное эмоциональное состояние.

«Белое по белому» Казимир Малевич 1918 год
«Белое по белому» Казимир Малевич 1918 год

Если рассматривая «белую картину», вы чувствуете злость, взволнованность или спокойствие и умиротворение - всё это правильные ответы. Чтобы понять, что я имею в виду, вспомним тест Роршаха с чернильными кляксами. Человеку показывают карточку с пятном и задают вопрос, что это может быть. Анализируя ответы, психологи наиболее точно определяют личностные качества человека и его психоэмоциональное состояние. Подумайте, почему вы ощутили именно те эмоции, которые ощутили, глядя на картину? Процесс проработки реакций очень важен, это позволяет заглянуть в свой внутренний мир.

Возможно, вы даже не стали рассматривать картину? Очень легко пренебрегать вещами, которые нас не привлекают сразу. Борьба за привлечение внимания потребителя в современном мире делает нас “полуслепыми”. Мы, не задумываясь, крутим ленту в социальных сетях и привыкли многое не замечать.

«Белая картина» рассказывает не о работе, а о вас самих. И каждый смотрящий видит в ней отражение самого себя. Думаю, что именно глубокое понимание минимализма привлекает участников аукциона и заставляет тратить на такие полотна грандиозные суммы.

А как вы относитесь к минимализму и считаете ли подобные картины искусством? Делитесь своим мнением в комментариях. А если понравилась статья - ставьте лайк и подписывайтесь. Канал пока новый, но впереди ещё очень много всего интересного.

Пока пока.