3,5K подписчиков

Блокадный Ленинград снабжали продуктами не только по "Дороге Жизни". Существовал ещё воздушный мост со страной

5,3K прочитали

На днях в Музейном агентстве Ленинградской области проходила лекция Вячеслава Мосунова о транспортных путях снабжения блокадного Ленинграда в 1941-1943 годах. Много вопросов задавалось о воздушном сообщении с блокадным Ленинградом.

И я вспомнила, что в сентябре посетила выставку "Воздушный мост Жизни", посвящённую этой уникальной операции. В статье я расскажу, в чём была сложность снабжения Ленинграда в блокаду и почему от регулярного воздушного сообщения пришлось в конце концов отказаться.

Большинство фотоматериалов, используемых в этой статье, - снимки, сделанные мной на выставке "Воздушный мост Жизни"
Большинство фотоматериалов, используемых в этой статье, - снимки, сделанные мной на выставке "Воздушный мост Жизни"

Как можно было обеспечить Ленинград?

В сентябре 1941 года в городе проживало около 2,5 миллионов человек. Согласно установленным на тот момент нормам выдачи хлеба, в среднем на человека полагалось около 500 граммов.

По рецепту в тесте должно быть примерно 30-40% муки. Таким образом только муки одного сорта, допустим, пшеничной или ржаной, нужно было около 450 тонн в сутки. Это не считая других продуктов и грузов.

Складов такого объёма в Ленинграде тогда не было (Бадаевские сгорели), то есть подвоз продуктов должен был осуществляться ежедневно.

Предлагаю вам посмотреть на расположение войск в первые месяцы блокады и придумать оптимальный вариант снабжения Ленинграда.

С компьютера карту можно увеличить и посмотреть подробнее
С компьютера карту можно увеличить и посмотреть подробнее

А теперь объясню, почему ни один из придуманных вами вариантов не был возможным.

1. Железнодорожные пути были отрезаны нацистской армией. С конца августа 1941 года до начала февраля 1943 года (1,5 года!) поезда в Ленинград с "большой земли" не приходили.

В конце августа 1941 года была захвачена станция Мга (освобождена в августе 1943 г.), а в ноябре - станция Тихвин (освобождена в декабре 1941 г.). Единственный железнодорожный мост через Неву в районе деревни Кузьминка (ветка ведёт к станции Мга) был взорван, чтобы не допустить переброски нацистских войск на правый берег Невы и одновременно перекрыть фарватер Невы для прохода вражеских кораблей к Ленинграду.

Осенью и зимой 1941-1942 годов предпринимались тщетные попытки построить свайную железную дорогу через Ладожское озеро (природные условия не позволяли, сваи всё время сносило).

Первый поезд в блокадный Ленинград пришёл 7 февраля 1943 года, когда после прорыва блокады были построены временные ж/д мосты через Неву в районе Шлиссельбурга - "дорога Победы" ("Коридор Смерти").

2. Водное сообщение. Подход кораблей со стороны Финского залива был невозможен, поскольку Прибалтика была захвачена нацистами, а на северном берегу находится Финляндия, тоже воевавшая против СССР.

Берега Ладожского озера были блокированы финской армией почти полностью. Оставался небольшой участок, по которому могли ходить суда.

Но здесь несколько факторов, мешающих бесперебойному движению: непредсказуемая погода, отсутствие инфраструктуры, небольшая и тихоходная флотилия, бомбардировки противника.

Ладожское озеро очень опасно для судоходства, на нём часто случаются штормы, особенно осенью. Для спокойной проводки судов использовались специально построенные каналы (современные названия Староладожский и Новоладожский). Оба они оказались на оккупированной территории, их эксплуатация оказалась невозможной.

На восточном и западном берегах озера отсутствовала портовая система: причалы, грузовые железнодорожные ветки, склады, электроснабжение, квалифицированная рабочая сила и т.п. Здесь были лишь небольшие рыбацкие деревушки. В срочном порядке пришлось организовывать всё почти с нуля. В условиях блокады.

Ладожская флотилия состояла из небольших тихоходный барж и кораблей. Например, несамоходная баржа на буксире проходила путь от берега до берега (примерно 30 км) за 15-18 часов.

При том, что озеро обстреливалось противником со стороны города Шлиссельбурга и совершались авиабомбардировки. Сколько погибло мирных жителей и военных на этих баржах, точно до сих пор не известно.

3. Автомобильный транспорт. До установки крепкого льда (вторая половина ноября 1941 года) никакой возможности сообщения с "большой землёй" посредством автомобилей не было. Ближайший мост через Неву, как я уже писала, был взорван, моста через Ладогу не существовало.

4. Авиасообщение. Остаётся только авиация. Но она не могла покрыть потребности города, так как грузоподъёмность самолётов была не слишком велика и их было достаточно мало. Плюс дефицит топлива и необходимость сопровождать грузовые самолёты истребителями.

Даже в современных условиях трудно представить, что грузы в Петербург будут доставлять только по воздуху - это совершенная утопия, пусть даже самые большие самолёты будут совершать ежедневно по 100 рейсов (что даже в теории невозможно).

И какой мог быть выход в начале блокады? Каким образом можно было доставлять в окружённый город, находящийся в ужасных климатических условиях, сотни тонн грузов каждые сутки?

Да никаким. Ленинград был обречён, и никак это было не исправить в сложившихся обстоятельствах. Так что в голоде были виноваты нацисты, блокировавшие город и не дававшие подвозить продовольствие.

По вышеперечисленным причинам в период с конца августа 1941 года до конца ноября 1941 года была невозможна массовая эвакуация населения из Ленинграда.

И тем не менее военными и гражданскими ведомствами предпринимались многочисленные попытки помочь Ленинграду.

Начало операции "Воздушный мост"

Уже через несколько дней после установления блокады, заместитель начальника Главного Управления Гражданского воздушного флота М.Ф.Картушев на приёме у А.А.Жданова изложил план и маршруты полётов в Ленинград. Было это 11 сентября 1941 года.

Карта полётов в Ленинград в сентябре-декабре 1941 года
Карта полётов в Ленинград в сентябре-декабре 1941 года

Фактически операция началась 13 сентября, несмотря на то, что официально постановление "Об установлении транспортной воздушной связи с городом Ленинградом" было принято Государственным комитетом обороны только 20 сентября 1941 года.

На днях в Музейном агентстве Ленинградской области проходила лекция Вячеслава Мосунова о транспортных путях снабжения блокадного Ленинграда в 1941-1943 годах.-4

Какие аэродромы использовались в Ленинграде и на "большой земле"?

К началу блокады многие лётные поля и аэродромы Ленинградской области оказались на оккупированной территории. Поэтому пришлось в срочном порядке организовывать строительство новых, с привлечением всех возможных ресурсов.

В 1941 году строительством аэродромов ВВС заведовал, как ни странно, НКВД СССР. Ещё до начала войны в его составе в каждом субъекте, где планировалось сооружение аэродромов, были организованы Управления аэродромного строительства (УАС).
Работы вели силами заключенных, приговоренных к исправительно-трудовым работам (без содержания под стражей), строительных батальонов, военнопленных и колхозников, мобилизованных местными органами власти.

Для обеспечения «воздушного моста» были построены новые аэродромы, в том числе ложные. В Ленинграде самолёты принимали Комендантсткий аэродром и Смольная. Также были построены и эксплуатировались аэродромы на "большой земле" вблизи кольца окружения.

Карта расположения аэродромов ленинградского аэроузла. Из собрания Музея обороны и блокады Ленинграда
Карта расположения аэродромов ленинградского аэроузла. Из собрания Музея обороны и блокады Ленинграда

Комендантский аэродром. Существовал ещё с дореволюционных времён. Зафиксирован на немецких аэрофотоснимках времён войны. Сейчас полностью застроен жилыми кварталами и складскими помещениями.

Бывший Комендантский аэродром. Фрагмент немецкой аэрофотосъёмки 05.09.1942 г., совмещённый с современной картой
Бывший Комендантский аэродром. Фрагмент немецкой аэрофотосъёмки 05.09.1942 г., совмещённый с современной картой

Смольная. Оборудован в 1941 на колхозном поле деревни Смольная. Строительство велось всего несколько дней силами комсомолок-"стройармеек". После рассекречивания немцами Комендантского аэродрома он стал одной из основных авиабаз советских транспортных самолётов.

В Википедии написано, что Смольная - это нынешний аэродром Ржевка. Но на немецком аэрофотоснимке 1942 года взлётная полоса находится совсем в другом месте, а деревня Смольная в кадр не попала. Возможно, немецкий лётчик её не заметил из-за хорошей маскировки.

Но какой-то аэродром, примыкающий к Дороге Жизни в этом районе точно был и явно использовался. Сейчас на месте взлётного поля - садоводческие товарищества. Интересно, люди, у которых там дачи, знают о славном прошлом своих участков?

UPD: В комментариях мне любезно подсказали, что аэродром Смольная действительно не был обнаружен немцами, поэтому не был запечатлен на аэрофотоснимке. Они сняли ложный аэродром Бернгардовку.
Ложный аэродром Бернгардовка. Фрагмент немецкой аэрофотосъемки 05.09.1942 г., совмещённый с современной картой
Ложный аэродром Бернгардовка. Фрагмент немецкой аэрофотосъемки 05.09.1942 г., совмещённый с современной картой

Хвойная. Здесь находилась база самолётов на "большой земле". Первоначально самолёты летали из Москвы, но это оказалось неудобно, и авиагруппы перевели поближе к Ленинграду, чтобы сократить маршрут.

Какие самолёты использовались?

В функционировании "воздушного моста" принимали участие самолёты трёх типов: транспортные, бомбардировщики и истребители.

Поскольку аэродромы имели, в основном, грунтовое покрытие взлётно-посадочной полосы, а погода в городе на Неве сами знаете какая, необходимы были самолёты, имеющие возможность садиться и взлетать в любых условиях.

Транспортные. Основным самолётом, с помощью которого производились перевозки, являлся ПС-84, или Ли-2. Это был собранный по лицензии американский самолёт "Дуглас". Мог перевозить за один рейс до 38 пассажиров либо до 2,8 тонн груза.

Кроме "дугласов" использовались ПР-5, К-5, У-2, гидросамолёты МБР-2.

Бомбардировщики. Привлекались ТБ-3 (АНТ-6). Этот тип самолётов обладал низкой скоростью и был неповоротливым. Зато мог участвовать в защите авиагруппы и использоваться как транспортный. Вмещал до 35 человек либо до 5 тонн груза/боеприпасов.

Бомбардировщик ТБ-3 (АНТ-6). Фото из собрания Музея обороны и блокады Ленинграда
Бомбардировщик ТБ-3 (АНТ-6). Фото из собрания Музея обороны и блокады Ленинграда

Истребители. В их задачу входили сопровождение и защита транспортных самолётов, обеспечение полной сохранности грузов. Использовались И-15, И-153, И-16, ЛаГГ-3, МиГ-3, Як-1, американские Р-40 ("Томагавк").

Воздушные бои

Почти все транспортные самолёты были оснащены хотя бы минимальным боекомплектом и были способны отразить атаку, но полностью защитить себя не могли. Именно поэтому их сопровождали истребители.

Атаковали самолёты люфтваффе, как правило, отставших "дугласов". Транспортники не летали по-одиночке, так как это было опасно, но группа могла растянуться непреднамеренно.

Наиболее уязвимы самолёты были при заходе на посадку. Она производилась в порядке очерёдности, а из-за плохой погоды некоторые борта могли уходить на второй круг. Тут-то их и подкарауливали немецкие истребители.

Сложность ситуации была ещё и в том, что часто самолёты перевозили боеприпасы и другие взрывчатые вещества. В случае нападения надо было уводить их подальше от аэродрома, чтобы не подвергать опасности товарищей, машины и грузы.

К сожалению, по документам известно, что лётчики-истребители иногда беспечно относились к своим обязанностям: теряли транспортные самолёты из виду "занимаясь высшим пилотажем", а потом не могли их найти, ввязывались в воздушный бой, хотя должны были лишь отгонять самолёты противника, а подопечных сопровождать от пункта вылета до пункта посадки, не отлучаясь.

Жертвами нападений становились самолёты и над Ладожским озером. Один из наиболее трагических случаев: был сбит и ушёл под лёд самолёт под командованием Ибрагима Жантиева с 30 детьми работников Ленэнерго на борту. Все погибли.

Сколько было самолётов?

По первоначальному плану должно было использоваться до 64 самолётов разных типов, но эта цифра так и не была достигнута, в основном, потому что машины выходили из строя, а заменить их было нечем.

Максимальное число воздушных судов, одновременно работающих на линии, - 45. Это значит, что, даже если самолёты успевали дважды слетать в Ленинград и обратно, в сутки свершалось максимум 90 рейсов в город. Но на деле их было меньше.

Напомню, что максимальная вместимость одного "дугласа" - 38 человек или 2,8 тонны груза. Дальше считайте сами.

Всего было совершено 3115 рейсов по маршруту в Ленинград и обратно.

К участию в работе "моста" были привлечены следующие подразделения:

  • московская авиагруппа особого назначения (командир С.Н.Шарыкин);
  • особая северная авиагруппа гражданского воздушного флота СССР (командир А.А.Лаврентьев);
  • истребительная авиация ВВС Ленинградского фронта (командующий А.А.Новиков);
  • истребительная авиация Краснознамённого Балтийского флота (командующий М.И.Самохин);
  • 127-й (командир В.В.Пузейкин) и 286-й (командир П.Н.Баранов) истребительные авиаполки резерва Ставки;
  • 7-й тяжелобомбардировочный авиаполк (командир В.И.Лабудеев) с временно подчинённой 39-й отдельной тяжёлой бомбардировочной авиационной эскадрильей (командир И.С.Аграновский).
А.А.Новиков, С.Н.Шарыкин, Н.Я.Панарин. Фотопортреты из Центрального архива Министерства обороны
А.А.Новиков, С.Н.Шарыкин, Н.Я.Панарин. Фотопортреты из Центрального архива Министерства обороны

Определением состава грузов и оперативным руководством сначала занимался уполномоченный Военного Совета Ленинградского фронта по воздушным перевозкам Н.Я.Панарин, затем директор одного из авиационных заводов А.П.Петров.

Что привозили в Ленинград и увозили из него?

Город остро нуждался в продовольствии, а страна, как это ни странно, - в продукции ленинградских заводов, продолжавших работать всю блокаду. Поэтому порожняком самолёты не летали. В любом направлении было что или кого взять на борт.

Первоначально самолёты должны были переправлять из Ленинграда в Москву и Тихвин грузы оборонного значения и специалистов Кировского, Ижорского, Балтийского и других заводов. А в Ленинград везли оружие, продовольствие, горючее, медикаменты, консервированную кровь, почту.

Пассажирско-грузовой самолёт Ли-2 (ПС-84, "дуглас"). Эвакуация жителей блокадного Ленинграда (ЦГА КФФД)
Пассажирско-грузовой самолёт Ли-2 (ПС-84, "дуглас"). Эвакуация жителей блокадного Ленинграда (ЦГА КФФД)

Люди. Из Ленинграда вывозили, в первую очередь, конечно, жителей. В таблице на выставке было указано, что по "воздушному мосту" перевезли 58 301 человек, но непонятно, в это число входят только те, кого увозили из города, или ещё и те, кого привозили по какой-либо необходимости?

Самолёт Ли-2 (ПС-84, "дуглас"). Разгрузка
Самолёт Ли-2 (ПС-84, "дуглас"). Разгрузка

Орудия и боеприпасы. Доставлялись: взрыватели, снаряды, патроны, взрывчатые вещества, стрелковое оружие, моторы, средства связи, оптические приборы, дефицитные детали для боевых машин и др.

Вывозились: танковые пушки, радиостанции, телеграфные и телефонные аппараты, электрооборудование для самолётов, авиаприборы и др. В том числе, для Московского фронта в разгар битвы под Москвой из Ленинграда перевезено более 400 полковых пушек, около 1 000 миномётов, около 40 000 бронебойных снарядов.

На днях в Музейном агентстве Ленинградской области проходила лекция Вячеслава Мосунова о транспортных путях снабжения блокадного Ленинграда в 1941-1943 годах.-15

Разные грузы. Перевезено 6186,6 тонн. Были срочные грузы, которые доставлялись только воздушным путём, даже когда уже начали функционировать другие транспортные системы: кровь для раненых, почта, газетные матрицы.

Кровь. Доставлялась в консервированном виде в Ленинградский институт переливания крови, где использовалась вместе с кровью городских доноров для прямой передачи в больницы, госпитали, действующую армию, а также для изготовления сыворотки и различных препаратов.

Продовольствие. Перевезено 4325 тонн. О продовольствии поговорим подробнее.

Какие продукты привозили и откуда?

Ленинградская область не могла обеспечить потребности Ленинграда в продовольствии и хозяйственных товарах. Так было всегда - с первых лет существования города на Неве он снабжался товарами, привозимыми из регионов страны или из-за границы.

В 1941-1942 годах для централизованной помощи блокадному городу были определены следующие субъекты: Вологодская, Кировская, Ярославская, Горьковская (Нижегородская), Саратовская, Сталинградская (Волгоградская), Куйбышевская (Самарская), Омская, Свердловская, Семипалатинская (упразднена), Чкаловская (Оренбургская) области, а также Татарская и Башкирская АССР, Краснодарский и Алтайский края.

Продукты из близлежащих деревень отправляли в госпитали и на приёмные пункты питания для эвакуированных ленинградцев. Это были, в основном, соленья: квашеная капуста, солёные грибы, мочёная клюква.

Самые распространённые грузы, которые доставлялись воздушным путём в Ленинград, - крупы и мука, яйца и мясо, глюкоза, овощи, сыр, концентрированные каши и супы, масло, сухое молоко и др.

Интересные и неожиданные данные на выставке представлены о количестве продуктов, вывезенных из Ярославской области в Ленинград в феврале 1942 года.

На днях в Музейном агентстве Ленинградской области проходила лекция Вячеслава Мосунова о транспортных путях снабжения блокадного Ленинграда в 1941-1943 годах.-16

Никогда не встречала информацию о том, что в первый блокадный год в городе можно было купить/получить сыр или сухие овощи. В одной статье в газете советского времени прочитала, что тоненький ломтик сыра выдавался пациентам в больницах, а роженицам и кормящим матерям ежедневно давали стакан воды с разведённой сгущёнкой.

В ноябре 1941 года по воздушной линии стали перевозить исключительно продовольствие. На несколько недель "воздушный мост" стал единственной нитью, связывавшей Ленинград с "большой землёй".

Это было самое трудное время для города. Запасы стремительно иссякали, а на Ладожском озере начались осенние бури, и навигация практически прекратилась. Подвоз продуктов водным путём не производился.

Нормы выдачи хлеба для населения в этот период снижались 5 раз и к концу ноября достигли минимального значения.

На днях в Музейном агентстве Ленинградской области проходила лекция Вячеслава Мосунова о транспортных путях снабжения блокадного Ленинграда в 1941-1943 годах.-17

Закрытие "воздушного моста"

За время проведения операции было потеряно 10 боевых самолётов и 28 лётчиков из 32.

Погибшие на боевых вылетах лётчики-истребители: М.Д.Устинов, Н.В.Евтеев, И.В.Кукишев, Л.З.Муравицкий
Погибшие на боевых вылетах лётчики-истребители: М.Д.Устинов, Н.В.Евтеев, И.В.Кукишев, Л.З.Муравицкий
Очки со светофильтром для полётов в ночное время (принадлежали Герою Советского Союза А.Д.Булаеву), лётная перчатка Героя Советского Союза А.Н.Сторожакова, ещё одни очки и кобура для табельного оружия. Из собрания Музея боевой славы 275-й ИАПКД ГБОУ гимназии №406 Пушкинского района СПб
Очки со светофильтром для полётов в ночное время (принадлежали Герою Советского Союза А.Д.Булаеву), лётная перчатка Героя Советского Союза А.Н.Сторожакова, ещё одни очки и кобура для табельного оружия. Из собрания Музея боевой славы 275-й ИАПКД ГБОУ гимназии №406 Пушкинского района СПб

К концу 1941 года обострилась ситуация под Москвой и на других фронтах. Видимо, самолёты потребовались для выполнения других задач. Операцию "воздушный мост" отменили 25 декабря 1941 года.

За 3,5 месяца самоотверженного труда лётчиков были спасены тысячи жизней. Ленинград, безусловно, недостаточно, но хотя бы минимально обеспечивался продовольствием, что позволило городу продержаться до установления ледовой трассы "Дороги Жизни".

На днях в Музейном агентстве Ленинградской области проходила лекция Вячеслава Мосунова о транспортных путях снабжения блокадного Ленинграда в 1941-1943 годах.-20

Другие рассказы о блокаде Ленинграда и Великой Отечественной войне здесь. Чтобы не пропустить новые, подпишитесь на мой канал. Благодарю за внимание!

Музей "Дорога Жизни" в Кобоне - деревушке, через которую прошли сотни тысяч эвакуируемых ленинградцев
Я ЛЮБЛЮ ЭТОТ ГОРОД29 января 2021
Почувствовать себя шофёром "Полуторки" на Дороге Жизни
Я ЛЮБЛЮ ЭТОТ ГОРОД26 января 2020