Некоторые историки, сочтя мусульман недостойными такой личности, как Ибн Рушд, предполагают, что он мог быть иудеем. Однако это явная ложь. Потому что представители рода Ибн Рушда, как мы упоминали выше, на протяжении нескольких столетий занимали должность судьи в Кордове и носили чисто мусульманские имена: Мухаммад и Ахмад. Более того, сведущие авторы биографий Ибн Рушда единодушно опровергают невероятное сообщение.
Да, немало сочинений философа было сожжено, но до сегодняшнего дня сохранились переводы его книг на латинский и французский языки, а также оригиналы рукописей его трактатов, пусть в крайне небольшом количестве, — все они могут служить прямым доказательством того, что он являлся мусульманином.
Рассуждая о славе великого философа, коей удостоился Ибн Рушд, отметим: он добился известности благодаря собственному усердию и старанию, а не своему происхождению. Вдобавок учтем — необычайность этого величия ограничивалась временными рамками эпохи, к которой он принадлежал, ведь подлунный мир с тех пор не прекращал своего развития. Что если представить себе воскрешение прославленного философа Кордовы в нашем столетии и его столкновение с необходимостью служить науке… тогда первоочередной задачей Ибн Рушда стало бы получение современного образования в Европе, начиная со средней школы.
Причина того, что в последнее время среди мусульман не появляется никого, подобного таким личностям, как Ибн Баджа, Ибн Халдун[1], Бухари[2], Ибн Хазм, Абу Ханифа[3], Сибавайхи[4], Шафии[5], Файрузабади[6], Ибн аль-Асир[7], Малик[8], Фараби[9], Ахмад бин Ханбал[10], Фахр ад-Дин ар-Рази, Газали и другим, кроется не в оскудении, Боже упаси, сокровищницы Аллаха Всевышнего или лишения последователей ислама талантов, — дело в другом: отсутствуют должное старание и медресе, в которых обучались бы знаниям, полезным как для этого мира, так и для последующего, а также нет в помине преподавания наук Благородного Корана и хадиса, согласованных с современным положением вещей и тайнами природы. Невозможно получить воспитание посредством обучения сухим словам, не приведенным в соответствие [с актуальными знаниями]. К тому же проблематично сохранить естественный человеческий облик в школах, где преподают шархи и хашии. «Воистину, Аллах не меняет положения людей, пока они не изменят самих себя»[11].
Ризаетдин Фахретдин (1905 год)
[1] Абу Зайд Абд ар-Рахман бин Мухаммад Ибн Халдун (1332–1406) — историк, философ из Северной Африки, один из основоположников социологии и экономики.
[2] Мухаммад бин Исмаил аль-Бухари (194–256/810–870) — один из самых известных хадисоведов, составитель «Сахих».
[3] Абу Ханифа ан-Нуман бин Сабит аль-Куфи (80–150/699–767) – богослов и факих, основатель и эпоним ханафитского мазхаба, одного из четырех правовых школ. Был табиином и обучался у сподвижников. Получил титул аль-Имам аль-Азам (Великий имам). Его учениками являлись Абу Йусуф аль-Ансари, Мухаммад аш-Шайбани и многие другие.
[4] Абу Бишр Амр бин Усман бин Канбар аль-Басри (148–180/765–796), известный как Сибавайхи, — филолог и грамматик арабского языка, получил прозвище «Имам грамматиков». Автор первой систематической грамматики арабского языка под названием «аль-Китаб».
[5] Абу Абдаллах Мухаммад бин Идрис аш-Шафии (150–204/767–820) — правовед, мухаддис и поэт. Основатель и эпоним собственной правовой школы, одной из четырех общепризнанных школ. Учился у имама Малика и был учителем Ахмада ибн Ханбала.
[6] Абу Тахир Маджид ад-Дин Мухаммад аль-Файрузабади (ум. в 1414 г.) — арабский лексикограф, автор знаменитого словаря «аль-Камус аль-мухит».
[7] Изз ад-Дин Аби аль-Хасан аль-Джазири (555–630/1160–1233), более известный как Ибн аль-Асир, — один из наиболее известный мусульманских историков и биографов. Автор «аль-Камил фи ат-тарих» («Полный свод всеобщей истории»).
[8] Абу Абдаллах Малик бин Анас аль-Асбахи (93–179/711–-795) — факих и мухаддис, эпоним маликитского мазхаба. Автор свода хадисов под названием «аль-Муваттаʼ».
[9]Абу Наср Мухаммад бин Мухаммад аль-Фараби (ум. в 339/950 г.) — один из крупнейших восточных философов.
[10] Абу Абдаллах Ахмад бин Мухаммад бин Ханбал аш-Шайбани (164–241/780–855), известный как Ахмад ибн Ханбал, — мухаддис, факих и богослов, основатель и эпоним ханбалитского мазхаба. Автор свода хадисов под названием «Муснад».
[11]Коран, 13:11.