Найти тему
ПАНТОГРАФ

7 ноября красный день календаря

Да сегодня для туляков, кто неравнодушен к городскому транспорту, да и просто всех тех, кто любит наш тульский трамвай - праздник, красный день календаря. Так как ровно 93 года назад в городе открылось регулярное трамвайное движение по первой трамвайной линии, связавшей между собой Толстовскую заставу (ныне район пересечения улицы Толстого и проспекта Ленина) с Курским (ныне Московским) вокзалом. Дата открытия трамвайного движения была выбрана не случайно, в те годы многие важные события приурочивали к юбилейным датам. 7 ноября 1927 года было аккурат 10 лет с момента совершения как принято было тогда называть Великой Октябрьской революции.

Тула, ул. Коммунаров (ныне проспект Ленина), 7.11.1927, торжественное открытие трамвайного движения, из коллекции В. Щербакова
Тула, ул. Коммунаров (ныне проспект Ленина), 7.11.1927, торжественное открытие трамвайного движения, из коллекции В. Щербакова

Пересказывать историю тульского трамвая в данной заметке не буду. Оставлю это к круглой дате. Тем более она уже расписана во множестве публикаций как лично мной, так и тульским краеведом Владимиром Щербаковым, в том числе было издано несколько книг по истории тульского трамвая, самая подробная и лучшая из них "Главный транспорт Тулы".

Вагоны КТМ-1/КТП-1 на ныне несуществующей линии 4 маршрута возле Косогорского металлургического комбината, из коллекции В. Щербакова
Вагоны КТМ-1/КТП-1 на ныне несуществующей линии 4 маршрута возле Косогорского металлургического комбината, из коллекции В. Щербакова

А ведь название вышедшей в свое время книги как "Главный транспорт Тулы" не случайное. Трамвай, по праву, долгое время занимал такое место в городской среде, перевозя 50 процентов пассажиров. К сожалению, в последние годы трамвай потеснили, в том числе и маршрутные такси и пассажиропоток упал. Но все равно красно-желтые вагончики имеют своего пассажира, особенно это заметно в будние дни в часы-пик, когда на многих участках вагоны едут заполненные, как и в старые добрые времена, когда иной раз двухвагонные системы брали чуть ли не штурмом.

Ранний вагон Т-3, с пленок "Тулгорэлектротранса"
Ранний вагон Т-3, с пленок "Тулгорэлектротранса"

А главное тульский трамвай любим горожанами, даже теми, кто им редко пользуется. В 2000 и 2010-е годы неоднократно над трамваем сгущались тучи. Особенно он пострадал во второй половине 00-х, тогда были ликвидированы одно из двух депо, вагонно-ремонтные мастерские (получившие название ремонтно-механическое производство, где проводили капитальный ремонт трамваям, а также выпускали запасные части для вагонов и троллейбусов), закрыта одна из малодеятельных линий до поселка Косой Горы. Выдвигались планы один другого ужаснее по ликвидации ряда линий в центре и на юге города. В 2018 году, совместив с президентскими выборами, тульская власть для увеличения явки на них провела подобно многим иным регионам свои опросы горожан, среди которых значилась судьба тульского трамвая. В итоге большинство туляков проголосовало за сохранение и развитие трамвая. С этой поры, по крайней мере, на словах тульские власти больше не выдвигают идей ликвидации трамвайного движения, ведется местами ремонт путей, получены партии подержанных вагонов из Москвы, которыми вышло немного как освежить, так и пополнить вагонный парк.

Последние годы работы трамвая на проспекте Ленина, из архива А. Наумова
Последние годы работы трамвая на проспекте Ленина, из архива А. Наумова

Но расслабляться рано, судьба тульского трамвая по-прежнему зависит от политической конъюнктуры, сложившейся в городе. Существует немало проблем, например 40 % парка подвижного состава имеет возраст 30 лет, имеются проблемы с комплектованием штата водителей и другие. Кроме того сеть тульского трамвая застыла в прошлом, развития нет уже 30 лет, а город растет. Напрашивается продление ряда линий или строительство новых, например в Петровский квартал, Малые Гончары, к Областной больнице, хотели бы увидеть у себя трамвай и жители Левобережного микрорайона. Требует обновления и пополнения парк трамвайных вагонов.

Типичный трамвай 90-х, 1994 год, фото Thomas Fischer. Кстати, вагоны 63 и 64 поступили в 1992 году из Москвы, они имели серию "Татра-Рейс", последние двухдверные "Татры", введенные в регулярную эксплуатацию в Туле
Типичный трамвай 90-х, 1994 год, фото Thomas Fischer. Кстати, вагоны 63 и 64 поступили в 1992 году из Москвы, они имели серию "Татра-Рейс", последние двухдверные "Татры", введенные в регулярную эксплуатацию в Туле

Но а пока трамвай курсирует по 10 маршрутам в будни и 7 маршрутам в выходные и праздничные дни. В будни на линию выходит 63 вагона. Всего же на балансе предприятия находится 103 пассажирских вагона моделей Т-6В5 (Т-3М) чехословацкого или чешского производства, а также отечественные ЛМ-2008 (1 вагон), 71-407 (14 вагонов) и 71-619КТ (43 вагона). Более подробно о текущем положении дел можно прочитать в заметке "Тульский трамвай: текущее положение дел", с момента публикации был списан вагон номер 30, а также из-за малой востребованности отменен маршрут номер 8.

Типичный современный трамвай, вагон 71-619КТ, 10.2020, фото автора
Типичный современный трамвай, вагон 71-619КТ, 10.2020, фото автора

Но а кому интересно прошлое тульского трамвая, то хочу сообщить, что еще имеется некоторое количество экземпляров книги "Главный транспорт Тулы", вышедшей в 2011 году и являющейся в настоящее время самым подробным изданием по истории трамвая города. Книга содержит огромное количество иллюстраций (порядка 500), в том числе редких фотографий Тулы. Формат издания А4, печать цветная, 232 стр. бумага мелованная, переплет твердый. Тираж 1016 экз.  В книге читатель узнает о тульской конке, строительстве первой очереди, развитии сети до Великой Отечественной Войны, грузовом трамвае и его линиях, послевоенном восстановлении, о тульских трамвайных предприятиях, подвижном составе, служившем на улицах оружейников с момента открытия движения по 2011 год, развитии сети в послевоенный период, краткой истории младшего брата тульского трамвая – троллейбуса, страшной аварии в 1972 году, о фактах эксплуатации трехвагонных составов, непростой ситуации в 90-е и 00-е годы. Для заинтересовавшихся приобретением данной книги пишите на почту: pantografkanal@yandex.ru

Обложка книги
Обложка книги

В заключении поздравляю всех туляков, работников трамвайного депо и других неравнодушных и причастных к тульскому трамваю лиц с праздником! Желаю тульскому трамваю процветания и дальнейшего развития, долгих лет работы во благо всех жителей города!

Канал "ПАНТОГРАФ".

Другие материалы канала по теме транспорта:

Единственная трамвайная линия в Туле, закрытая после распада СССР

Самая необычная "Татра" Т-6В5 в Туле

Трамвайное депо на Оборонной. Депо, которого больше нет

-8