Найти тему
Истории от Анны

Сикстинская Мадонна в Краснодаре. Взгляд ее, направленный сквозь зрителя, полон тревожного предвидения трагической судьбы сына.

Осенью 2020 года в Краснодаре проходила выставка картин художников эпохи Высокого Возрождения в Италии. На ней были представлены многочисленные работы художников Италии, выполненные в технике Жикле (Giclee) – это особый вид печати на холсте. Ранее у нас проходили выставки работ Моне, Босха и Брейгеля, выполненные в этой же технике. Мы с подругой Зоей посетили эту выставку 30 октября.

Режим посещения был в соответствии с ковидотребованиями. Самое отрадное то, что выставка пользовалась неизменным успехом. В нашей группе была молодёжь, отец с сыном подростком и маленькие дети с мамой и бабушкой. Пока по радио звучал голос экскурсовода, комментирующий творчество Леонардо да Винчи, я решила самостоятельно ознакомиться с картинами Рафаэля Санти. Представляю вам наиболее понравившийся мне портрет Биндо Альтовити.

Портрет Биндо Альтовити
Портрет Биндо Альтовити

Считается одним из лучших портретов эпохи Высокого Возрождения в Италии и искусства портрета вообще. До XIX века работа считалась автопортретом Рафаэля. Однако сегодня благодаря исследованиям историков известно, что молодой человек, изображённый на картине, — Биндо Альтовити, богатый флорентийский банкир, который с 17 лет в Риме владел банком, унаследованным после смерти отца.
Со временем он стал одним из богатейших и влиятельнейших людей в Италии; банк Альтовити предоставлял деньги римскому папе. Его семья переехала в Рим после изгнания из Флоренции из-за оппозиции к семье Медичи. Биндо родился в Риме в 1491 году. Разумно используя финансовые и политические деловые связи, он нажил одно из самых больших состояний в Италии. В 1530 году, когда папой стал Павел III, Б. Альтовити управлял не только папскими деньгами, но и поставкой зерна всему Риму.

Следующим портретом, привлекшим мое внимание, был портрет Пьетро
Бембо.

Портрет Пьетро Бембо
Портрет Пьетро Бембо

Портрет Пьетро Бембо, один из самых ранних у Рафаэля, представляет искусство художника в первые годы XVI века. Юноша в красной одежде и шапочке представлен на фоне ландшафта нежной, холмистой сельской местности Умбрии. Волосы Пьетро, свисающие длинными прядями, как было модно в то время, окаймляют миловидное лицо. Обе руки опираются на парапет, в правой Бембо держит сложенный лист бумаги. Из-за его сходства с ранним флорентийским автопортретом Рафаэля, эту картину долго считали еще одним из его изображений. С 1512 года Бембо был секретарём у кардинала Лео Х (Джиованни Медичи). После смерти кардинала Бембо удалился в Падую, где жила его возлюбленная Аброджина делла Торре (Морозина). Морозина родила Бембо троих детей, кроме того, известна долгая любовная и дружеская переписка между ним и Лукрецией Борджиа , с которой, как предполагается, его также могла связывать любовная страсть. В 1539 году Пьетро Бембо стал кардиналом.

Далее, по ходу Мадонна со щеглом.

Мадонна со щеглом
Мадонна со щеглом

Это один из тех образов Мадонны с Младенцем и Иоанном Крестителем, которые Рафаэль создал во Флоренции. Мария словно закрывает собой Младенца Христа и маленького Иоанна. Мягкие линии ее фигуры, текучие складки одеяния, как и ставший типичным для Рафаэля идилличный пейзаж на заднем плане с плавными очертаниями ландшафта, погруженный в легкую дымку и тающий вдали, наполняют картину настроением умиротворения. Рука младенца тянется к щеглу, находящемуся в руках Иоанна Крестителя. Спокойствие Мадонны передаётся всем нам.

И последняя картина из множества, которую я не могла не выбрать это Сикстинская мадонна, которой поклоняется всё человечество.

Сикстинская Мадонна
Сикстинская Мадонна

Сикстинская Мадонна была заказана Рафаэлю в 1512 году, как алтарный образ для капеллы монастыря Святого Сикста в Пьяченце. Совсем молодым Рафаэль прославился, как удивительный мастер и несравненный поэт образа Мадонны. Предполагается, что прообразом Мадонны послужила Маргарита Лути, по прозвищу Форнарина (булочница, отец её был булочником).
Преобладающий характер гения Рафаэля выражался в стремлении к божеству, к преобразованию земного, человеческого в вечное, божественное. Кажется, что занавес только что раздвинулся и взорам верующих открылось небесное видение - ступающая по облаку Дева Мария с младенцем Иисусом на руках.

 Взгляд ее, направленный сквозь зрителя, полон тревожного предвидения трагической судьбы сына.

Картина, затерянная в одном из храмов провинциальной Пьяченцы, оставалась малоизвестной до середины XVIII века, когда саксонский курфюрст Август Третий после двух лет переговоров получил от Бенедикта  разрешение вывезти её в Дрезден. Во время Великой Отечественной войны картина  была вывезена Советской армией и 10 лет находилась в Москве, а потом была передана Германии и заняла достойное место в Дрезденской галерее. 

В России, особенно в первой половине XIX века, «Сикстинская Мадонна» Рафаэля очень почиталась.

Два великих русских писателя, Л. Н. Толстой и Ф. М. Достоевский, имели репродукции «Сикстинской Мадонны» в своих рабочих кабинетах.

Обо всех полотнах можно писать до бесконечности. Я сделала лишь маленький обзор. В следующей истории будут представлены картины Тициана Вечеллио.

Анна из Краснодара.