Найти в Дзене
Простые люди - Сибирь

ЧТОБЫ ПОМНИЛИ. Босоногий гарнизон. Они ненавидели фашистов всей своей детской душой

Подвиг этих мальчишек несправедливо затерялся во времени. Именно сегодня в годовщину их гибели я совершенно случайно наткнулась на коротенькое упоминание о них. Решила изучить материал подробнее.
Я родом из СССР, патриотическое воспитание и уважение к героям нам прививали с детства. В школе рассказывали о пионерах-героях, их имена были на слуху, но, к великому сожалению, я ничего никогда не
Оглавление

Подвиг этих мальчишек несправедливо затерялся во времени. Именно сегодня в годовщину их гибели я совершенно случайно наткнулась на коротенькое упоминание о них. Решила изучить материал подробнее.

Я родом из СССР, патриотическое воспитание и уважение к героям нам прививали с детства. В школе рассказывали о пионерах-героях, их имена были на слуху, но, к великому сожалению, я ничего никогда не слышала о ребятах с хутора Вербовка Калачевского района. Нам о них не рассказывали ни учебники, ни учителя. Может быть потому что им не присвоили звание героев? Не знаю...

Памятники на месте гибели и на месте захоронения детей. Фотография infourok.ru
Памятники на месте гибели и на месте захоронения детей. Фотография infourok.ru

Совсем ещё мальчишки 9 - 14 лет. Они не играли в войну. Им пришлось жить в войне.

Братья Аксён и Тимошка Тимонины были детьми колхозного конюха Филиппа Дмитриевича. Немцы подступали к Сталинграду. Спешно шла эвакуация. Филипп перегнал скот за Волгу и вернулся за семьёй, но семья не успела эвакуироваться, путь перерезали фашисты.

Старший четырнадцатилетний Аксён был рассудительным, спокойным. Он любил читать, отлично учился. Сам делал модели крейсеров и самолётов. Дома у Тимониных всегда собирались мальчишки — они приходили к Аксёну послушать рассказы о лётчиках и мореходах.

Младший, Тимошка, совершенно не походил на брата. Любознательный, отчаянный, озорной, он не очень-то жаловал учёбу и даже застрял на пару лет в первом классе. Он всегда находил приключения на свою пятую точку, за что и перепадало от отца частенько. Правда, уже тогда под ремнём видно было характер, не заплачет, не попросит пощады.

Братья Тимонины и стали вдохновителями и организаторами отряда. Они решили, что будут бороться с фашистами всеми силами, а когда отряд окрепнет, попросятся к партизанам.

Босоногий гарнизон вырос за считанные дни. К братьям Тимониным первыми примкнули отчаянные озорники Максим Церковников и Сёма Манжиков. В ту первую разведку ребята ходили вчетвером. И вот же пацанская удача — нашли немецкие припасы — двенадцать винтовок и ящик патронов! С собой унести не могли, решили вернуться домой и рассказать нашим бойцам — ведь для солдат Красной Армии это настоящая помощь. Но опоздали — красноармейцы покинули хутор.

Винтовки ребята перепрятали, одну оставили себе. Хутор заняли фашисты, объявили свои правила. За малейшее отклонение от правил - расстрел.

Нашёлся и предатель Устин , бывший тракторист, дезертировавший с фронта. Он встретил немцев хлебом-солью. Его они и назначили старостой.

Тем же вечером Аксён с Тимошкой обстреляли из рогаток окна предателя.

Вскоре ребята обнаружили амбар с продуктами и порядком подчистили его, а возвращаясь домой нашли за деревней раненного красноармейца Николая Свиридова.

Он с двумя товарищами сбежал из немецкого плена, голод заставил их зайти на хутор, "приютил" их предатель Устин. Пока они пили молоко он сбегал за немцами. Двоих немцы схватили, а Свиридов, раненный в ногу ушёл.

Две недели Аксён каждый день приносил раненному бойцу еду. Принёс он ему йод и перевязочный материал.

От Николая Свиридова мальчишки узнали, что Сталинград немцы не взяли, фашисты же объявили, что Сталинград пал. На другой день на здании комендатуры появилась листовка

"Товарищи! Немцы брешут, что Советская власть разбита. Брешут, сволочи, что Сталинград сдался. Сталинград наш, и наши скоро придут. Не верьте гадам. Партизаны".

Немцы думали, что поблизости находится и вредит им партизанский отряд, а это был всего лишь отряд ребятишек, в котором насчитывалось уже 17 человек, но дети есть дети, и навыка к конспирации у них не было.

К ним всё внимательнее приглядывался староста Устин, а после того, как ребятишки ограбили почту, он усилил слежку за ними.

Первого взяли Ванюшку Махина. Он украл у фашистов сигареты, хотел угостить наших солдат, когда те вернутся. Били оголённым кабелем. Затем Максима, Сеню Манжина (а ему-то всего девять лет исполнилось). Их погрузили в машину. Многие были без сознания от побоев. Их приволокли, кого за ногу, кого за руку.

Следом — Аксён, Тимошка… Аксён пытался убежать, отстреливался.

Утром седьмого ноября 1942 года фашисты согнали жителей смотреть на расправу. Мальчишек избитых и измученных, связали рука к руке и повели на расстрел по пять человек. Приговорили к смертной казни десятерых из семнадцати.
- Видите, кого вы воспитали! - кричал женщинам немецкий переводчик.
Он кричал это матерям за минуту до гибели их сыновей. Десятерых юных героев. Вот их имена:

Махин Ваня, 11 лет;
Егоров Вася, 14 лет;
Горин Коля, 12 лет;
Тимонин Тимоша, 12 лет;
Тимонин Аксен, 14 лет; (командир гарнизона)
Егоров Коля, 12 лет;
Манжин Сеня, 9 лет;
Назаркин Никифор, 12 лет;
Головлев Костя, 14 лет;
Сафонов Емельян, 12 лет.

Во время расстрела мальчик Костя Головлев крикнул немцам: "Ну и стреляйте, гады! Все равно отец и родная Красная Армия вам отомстят за нас и за все!"

P.S

Уже после войны двое парней из Вербовки, которые во время оккупации как раз были в босоногом гарнизоне, служили в армии. Этих юношей направили для охраны военных преступников. И в одном из лагерей они увидели самого Гука! Того самого, который командовал немецким гарнизоном в Вербовке и руководил казнью детей. Конечно, до той минуты он скрывал, кем был на самом деле и что творил.

Состоялся суд. Гук признался во всём. Его расстреляли. И рассказ об этом юноши отправили в Вербовку — Филиппу Дмитриевичу Тимонину.

Во время наступления наших войск предатель Устин решил бежать — немцы-то его с собой не взяли. Да не успел, наткнулся на красноармейцев. Прикинулся своим, но...Среди тех, кто его задерживал, оказался Свиридов — тот самый солдат, которого спасли ребята. Тот самый, которого когда-то Устин выдал немцам вместе с его товарищами.

Устина судили и тоже расстреляли. А знаете, что перед казнью сказал предателю Аксён? «Придут наши, ты ещё поплатишься, гад...»

В 1968 году вышла в свет документальная книга Виктора Дроботова «Босоногий гарнизон».